Нужная наука физика - в вузе и школе

На основании приказа департамента образования, культуры и молодежной политики области, а также решения ректора БГТУ им. В.Г.Шухова д.э.н., профессора С.Н.Глаголева, на базе нашего университета и, в частности,  кафедры физики был организован и проведен практический тур олимпиады по физике. На этот раз, в олимпиаде приняли участие всего 60 человек, это ученики 9 – 11 классов. Если сравнить данные с предыдущими годами, то в 2010 году участников было 150 человек, в 2011 году – 90 школьников. Честно говоря, мы ожидали большего количества юных физиков. Чтобы прояснить ситуацию, мы решили поговорить с заведующим кафедрой физики БГТУ им. В.Г.Шухова. Н.П.Мухиным о проблемах, связанных с преподаванием физики и проведением олимпиады.

- Николай Петрович, как вы думаете, почему с каждым годом уменьшается количество желающих пройти олимпиадные испытания по физике?

- На это влияют глобальные причины, происходящие в педагогике. На сегодняшний день в школах катастрофически не хватает специалистов – учителей физики. И готовить детей к олимпиадным заданиям практически некому. В процессе подведения итогов олимпиады потом выявилось, что из некоторых районов области даже не предоставили учеников. И это даже не  несоблюдение каких-то организационных моментов. Причина кроется именно в вышесказанном – преподавание физики или формальное, или вообще отсутствует. Наблюдается еще и такая тенденция - наш предмет преподают неспециалисты, биологи, географы, но не физики. А отсюда снижается уровень владения предметом, рождается неумение применять формулы, решать задачи, исследовать физические явления.

- Сейчас многие говорят о повышении интереса к инженерному образованию. В подготовке инженеров физика играет большую роль. Как же преодолеть сложившиеся трудности и изменить отношение к вашему предмету?

- Реформирование образования в России привело к тому, что преподавание физики оказалось на обочине образовательного процесса. Сокращение физики для школьников до двух часов в неделю приводит к тому, что освоение этой основной интеллектообразующей дисциплины происходит не в полной мере. Будущие инженеры приходят в вузы с крайне слабой подготовкой по предмету. Значительная часть студентов не в состоянии освоить вузовский курс физики, хотя бы на уровне минимальной достаточности, да и сам курс физики сокращен до предела и находится у черты, за которой целостность курса нарушается.

- Но ведь сейчас в школах, гимназиях, организованы классы с профильным и углубленным изучением физики?

- Да, возникло много различных классов, но вызывает удивление то, что в учебные планы не помещаются одновременно углубленные часы и по математике, и по физике. И если в школе где-то появляется «профильная» или «углубленная» физика при обычной математике, то это нонсенс. Два – три часа физики в неделю очень мало. Наши ученые придерживаются такого мнения, что в этих классах физико-математическое образование может идти только в комплексе: и тот, и другой предмет должны быть равно углублены. И не менее 9-12 часов при «углубленке». Это – требование времени: в высокотехнологичном, научно-емком обществе без знания этих дисциплин не продвинуться.

- Может быть, как-то найти пути интеграции школы и вуза и начинать углубленную подготовку по физике и математике на базе высших учебных заведений?

- Безусловно, во всех вузах есть более или менее развитые системы довузовской подготовки. Но здесь есть свои проблемы: не каждый родитель может доплачивать за дополнительную подготовку. Один из путей преодоления таких трудностей – организация профильного или углубленного изучения на базе вузов с использованием ресурсов всех образовательных учреждений региона. Если найти возможность направить на это часть бюджетных средств, предназначенных для профильного или углубленного изучения, то можно организовать межшкольные классы для профильного или углубленного изучения физико-математических дисциплин. И выиграть от этого могут все: и школьники, которые смогут получить более качественное образование, и вузы, которые получат более подготовленных студентов, а родители смогут обеспечить детям более высокий уровень подготовки бесплатно или с существенно меньшими затратами. Правда, это потребует создания новой белгородской модели образования, при которой ученик не дополняет часть своих знаний на курсах, а заменяет часть школьных часов на «довузовские» с более высоким уровнем обучения и с более жестким контролем.

- Это хорошее предложение, но некоторые составители программ вообще говорят о «нужных» и «ненужных» разделах физики.

- Курс физики не может делиться на «нужную» и «ненужную» части. Полноценное современное представление об окружающем мире студент может получить, лишь изучив полный логический замкнутый цельный курс физики в соответствии с базовой программой. Велика роль физики и в формировании творческого инженерного мышления специалиста. В этом смысле наш предмет непосредственно работает на подготовку инженера любого профиля.

- Вы сказали, что в средних школах не хватает специалистов по физике, а как же с высшей школой? У нас есть, кому преподавать такой нелегкий предмет?

- У нас на кафедре сохраняется в большинстве «старая гвардия». Это те преподаватели, которые проработали более 25 лет: профессора Г.Д.Лукьянов, Ю.П.Гладких, А.В.Собылинский, С.Ф.Миндолин, доценты  В.А.Паненко, Е.П. Горягин. Не так давно на кафедру пришли и молодые кадры: А.В.Корнилов, В.С.Вощилин, А.В.Лиманская. Самой первоочередной задачей в работе я считаю «омолаживание» коллектива. Но не все так просто.

- Могли бы вы подвести итоги практического тура олимпиады по физике, прошедшей в январе на базе БГТУ им. В.Г.Шухова.

- Департамент образования и молодежной политики отметил, что наш университет достойно справился с организацией и проведением региональной олимпиады школьников. Благодаря активному участию ректора вуза, д.э.н., профессора С.Н.Глаголева, первого проректора, д.т.н., профессора Н.А.Шаповалова работа штаба по проведению олимпиадных испытаний получила высокую оценку. Преподаватели и сотрудники кафедры отмечены областной администрацией и ректоратом университета за организационную и методическую работу. Мы старались создать комфортные условия для школьников, и у нас это получилось. Приятно, что на этой олимпиаде были открыты новые имена юных физиков. Двое ребят из 60 показали глубокие знания по предмету. И теперь им предстоит стать участниками Всероссийской олимпиады по физике.

- Николай Петрович, XX век открыл новые имена в физике. На рубеже веков интерес к этому предмету заметно ослаб. Как вы считаете, сейчас в связи с ростом популярности в стране  инженерных профессий отношение к точным наукам изменится?

Будем надеяться, что в нашей стране в процессе реформирования образования все-таки к преподаванию физики в образовательных учреждениях повернутся лицом. В школе минимум 4 программных часа в неделю сделают наш предмет более доступным и интересным для изучения. Что бы ни говорили, в вузе при подготовке инженера ее ничем не заменишь. В связи с грядущими переменами, связанными с выборами нового Президента России, будем надеяться на лучшие перемены, в том числе и в образовательном процессе.

Беседовала Елена Ховхун

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите всё предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.
Затем укажите, какое слово или цифру нужно исправить.

Запущена новая версия личного кабинета
Личный кабинет
Опечатка
Отправитель
Размер шрифта:
А
А
А
Цвета сайта:
А
А
А
А
Изображения:
Вкл
Выкл
Расширенные настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт:
Arial
Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный
Средний
Большой
Выбор цветовой схемы:
Стандартная
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Вернуть стандартные настройки
Свернуть расширенные настройки