Башня, которая останется памятником великому инженеру

 

В последнее время в Интернете, в передачах нескольких федеральных телеканалов была опубликована информация о сносе известного исторического сооружения, Шаболовской телерадиобашни в Москве. В частности, в интервью, которое дал телеканалу «Культура» правнук автора инженерного шедевра ХХ века В.Ф. Шухов, говорилось, что объект на Шаболовке требует скорейшего демонтажа.

Зная эту проблему достаточно хорошо, должен подчеркнуть, что Владимир Федорович имел ввиду не снос сооружения, а ускорение работ по реконструкции, так как он обеспокоен опасностью разрушения конструкции из-за ветхости. Хотелось бы успокоить общественность — судьба Шаболовской Башни была официально решена еще год назад. И на этот счёт в столичной Думе есть документальное подтверждение. Не стоит сомневаться в том, что Башню восстановят. Ведь это символ подвига великого русского инженера Владимира Григорьевича Шухова, гения, который создал свой шедевр почти сразу после революции и разрушительной гражданской войны, в тяжёлое время, когда в стране не было даже своего металла.

 

Радиобашня на Шаболовке, смелый для 1922 года проект которой разработал и  воплотил в реальность наш земляк, гениальный инженер В.Г. Шухов, и сегодня, спустя почти век, издалека кажется летящей в воздухе, невесомой конструкцией. Но когда подходишь ближе, сразу бросается в глаза застарелая ржавчина на сборных металлоформах, кое-где покрытых осыпающейся серой краской, разрушившийся от времени фундамент, ветхие строения вблизи сооружения. Зная, что этот исторический инженерный объект, находящийся почти в центре Москвы, признан ЮНЕСКО величайшим памятником мирового масштаба, становится печально.

При более близком знакомстве с объектом выясняется, что местные технические работники поднимаются на башню раз в месяц — провести профилактику размещенных на разных уровнях антенн станций скорой помощи, полиции, нескольких операторов мобильной связи.

Накануне 90-летия Башни, правнук великого инженера В.Ф. Шухов стал бить тревогу по поводу того, что за время своего существования сооружение ни разу не ремонтировалось.

— Ее только подкрашивали, причем последний раз лет десять назад, — отметил при встрече с журналистами Владимир Шухов. — Сейчас башня находится в аварийном состоянии, местами ее детали проржавели насквозь.

Вскоре в СМИ появилось сообщение, что конкурс на проведение реконструкции Башни выиграло предприятие «Качество и надежность». Ознакомившись с результатами экспертизы, правнук Шухова заявил, что Башня требует незамедлительного демонтажа, так как в ближайшее время вполне может саморазрушиться.

Вместе с тем, главный инженер производственно-строительного предприятия «Качество и надежность» Александр Сидорин высказывает своё мнение о проведении ремонтных работ. Он считает, что реконструировать объект следует без разборки. Достаточно установить внутри сооружения мощный металлический стержень, который позволит производить разборку и сборку Башни посекционно. Сначала заменим конструкции нижнего блока. Затем пойдём вверх.

— Мы разыскали заводы, на которых производилась сталь для Башни, — говорит Сидорин. — Это было непросто, ведь в начале 20-х годов прошлого столетия они принадлежали Германии, а после Второй мировой войны отошли к Польше. Весь заказанный материал для заменяемых частей приедет оттуда же, откуда был и оригинал, — продолжил главный инженер. — Сохранившиеся же конструкции просто будут очищены от ржавчины и покрыты специальной антикоррозионной краской.

Работы планируется начать к маю. Металлические опорные леса внутри башни взялась сделать немецкая фирма — наши строители браться за такой проект побоялись. Беспокоит одно — выделенных государством средств, а это порядка 130 миллионов рублей, едва хватит только на половину работ по реконструкции. Остальное, как сообщили подрядчику, добавят в ходе реконструкции соинвесторы. Правда, пока о них ничего не известно.

По словам правнука великого инженера, на проведение реставрационных работ фирме потребуется около двух лет.

— Башня может стать такой же визиткой Москвы, как Эйфелева башня — для Парижа, — уверен Владимир Федорович. Возглавляемый им Фонд Шухова дал задание студентам — подготовить проекты оформления рекреационной зоны. В нескольких уже поступивших в Фонд проектах предлагается создать вокруг реконструированной Башни территорию с парком и водоемами, напоминающую с высоты рисунок распространения радиоволн. Интересный проект прислала студентка из Великобритании. Она видит башню, обшитую в оптические акриловые листы, которые используются в жк-мониторах. Днем они будут прозрачными, а ночью их можно использовать для демонстрации световых шоу.

Напомним некоторые данные из характеристики «ЖИЗНИ» СИМВОЛА СОВЕТСКОГО РАДИО- И ТЕЛЕВЕЩАНИЯ:

ВЫСОТА Шуховской Башни с основанием — 160 м. Первоначальный проект башни, разработанный Шуховым в 1919 году, предполагал, что ее высота будет составлять 350 метров. Шла Гражданская война, и из-за экономии металла башню пришлось укоротить до 148,3 метра.

КОНСТРУКЦИЯ сочетает в себе прочность и легкость — если сравнивать ее с Эйфелевой, на каждую единицу высоты Шуховской башни израсходовано в три раза меньше металла. При этом благодаря такой «воздушности» она испытывает минимальную ветровую нагрузку, которая опасна для высотных зданий.

Башня состоит из 6 СЕКЦИЙ, высотой по 25 метров каждая. Возводили сооружение вручную, без лесов и подъемных кранов. Секции собирались на земле — верхняя внутри нижней. Потом при помощи блоков и лебедок они поднимались друг на друга.

ТЕЛЕТРАНСЛЯЦИИ с Башни в экспериментальном режиме начались в 1937 году, весной 1939-го они стали регулярными. В 1967 году, после окончания строительства Останкинской телебашни, три четверти всех каналов трансляции с Шуховской были переведены на неё.

Евгений Состин

 

Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите всё предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.
Затем укажите, какое слово или цифру нужно исправить.

Запущена новая версия личного кабинета
Личный кабинет
Опечатка
Отправитель
Размер шрифта:
А
А
А
Цвета сайта:
А
А
А
А
Изображения:
Вкл
Выкл
Расширенные настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт:
Arial
Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный
Средний
Большой
Выбор цветовой схемы:
Стандартная
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Вернуть стандартные настройки
Свернуть расширенные настройки