Ретро-страничка: 8 ноября 2019 года

8 ноября 2019 года клуб "Лоскутница" открыл свою выставку "ИГРА В КЛАССИКИ" в выставочном комплексе Технологического университета им.Шухова. Потрясающие глаз и воображение полотна представили сами авторы, а также рассказали об истории лоскутного шитья на Руси и своем приобщении к лоскутной живописи.

КАРТИНЫ В КЛЕТОЧКУ
У скульптора – мрамор, у художника – краски, а у мастеров лоскутного шитья – пёстрая палитра тканей, из которой можно делать всё, чего душа пожелает. И они сделали – одеяла, платья, сумочки, игрушки – чего только не представлено на выставке «Игра в классики». 
Не первый раз я прихожу на выставки клуба «Лоскутница», который возник в Белгороде 7 лет назад, объединив в своих рядах неравнодушных к ручной работе, к шитью и красоте людей. И всякий раз, смотря на настоящие произведения искусства, что делают мастерицы, поражаюсь. Во-первых, терпению – это же сколько надо времени столько лоскутиков вырезать, так их расположить, а сшить, а простегать? Изумляет меня и разнообразие полотен, составленных из разных кусочков тканей – невероятное количество цветов, узоров, но нет аляповатости, нет смешанности – каждый цвет играет на соседствующий, всё подобрано с очень большим вкусом. И конечно всегда впечатляют сами мастерицы – случая не было, чтобы они пришли в чём-то простом, обыденном, повседневном. Оно и понятно – каждая обязательно сошьёт себе платьице, жилеточку, юбочку или рубашечку в лоскутной технике и непременно покажет своё творение лучше всяких манекенщиц. К слову сказать, я однажды для своего спецпроекта попросила напрокат платье у мастера лоскутного шитья Елены Скрябиковой. Нужно было снять видеоролик именно в народном костюме. Я знала, что он отлично будет смотреться в кадре, но никогда не могла подумать, как уютно мне будет в этом костюме! Тогда я ещё больше прониклась любовью к этой технике, что на протяжении ряда веков была и стилем, и модой, и обычным бытом для наших предков. Настоящее счастье, что это умение у нас на Белгородчине взялись возродить и прекрасно продолжают наши мастера. О том, как появился клуб, объединивший в своих рядах самобытных мастериц, рассказывает Народный мастер Белгородской области, руководитель Елена Скрябикова:

- Основала клуб «Лоскутница» Людмила Петровна Лукьянова в 2012 году. До него каждый из нас работал в одиночку – кто-то вышивал, кто-то шил. А Людмила Петровна всех нас увлекла именно техникой русского народного шитья. Раз в неделю мы собираемся на занятия, но встречаемся гораздо чаще – дни рождения отмечаем обязательно, в курсе всех событий, что и где у кого происходит дома, все праздники встречаем вместе, завтра всем коллективом идём в театр, потому что мы – большая дружная семья.

Теперь бразды правления семьёй мастериц в руках самой Елены Скрябиковой, но по-прежнему, все проекты и идеи рассматриваются и реализуются сообща – в тесном дружеском партнёрстве. Вот и идею выставки «Игра в классики» Елена Николаевна и Людмила Петровна придумали вместе. Они проанализировали, что на их юбилейной выставке именно их работы – одеяла «в клеточку» вызвали наибольший успех у посетителей. Это стало своеобразным толчком для лоскутниц, отправной точкой и мастерицы решили поиграть клеткой:

- Когда размышляли над названием выставки, то вспомнили игру, которую все любили с детства – «классики». Кроме того, мы обратили внимание на то, что клетка – обязательный атрибут народного костюма. И южные, и северные народы всегда использовали клетку в костюмах, будь то рубахи, понёвы, сарафаны или юбки, - поясняет Елена Николаевна.

И закипела подготовка к выставке: каждый мастер специально для неё сделал и не по одной работе – покрывала, одеяла, игрушки, сумки, скатёрки – кто в чём захотел показать клетчатый принт:
- А дальше, – рассказывает Елена Николаевна, – дело техники. Главное – придумать идею, и потом, если она тебя захватила, можно за неделю одеяло хорошее сшить. Такие работы делаются действительно на одном дыхании. И платье реально за одну ночь сшить. Вообще я считаю, что все идеи носятся в воздухе. Главное их поймать и начать осуществлять.

Казалось бы, ну что такого – придумали и сделали. Но сам процесс вынашивания идеи – отдельная тема, ведь нужно не просто загореться какой-то мыслью, а грамотно решить задачу в целом. О том, как мастера подходят к реализации своих проектов, рассказала Народный мастер Белгородской области Людмила Лукьянова:

- Мы занимаемся традиционным русским лоскутным шитьём, которое характеризуется определёнными цветовыми и лоскутными соединениями, а также выбором ткани. К сожалению, в представлении многих людей лоскутное шитьё – это что-то сшитое из кусочков в мелкий цветочек, однотонное, как правило. А клеточка, дескать, не совсем «наше», исконное. Кстати, при слове клетка, многие сразу вспоминают «шотландку», но она отличается от нашей русской клетки и её размером, и цветовой гаммой: в настоящей «шотландке» обязательно в сочетании с другими цветами будет использоваться любимый ирландцами зелёный цвет.

Вообще я считаю, что клетка – это самый первый рисунок, который появился на наших домотканых полотнах. Ткали их из крапивы, конопли, льна – из тех растений, у которых внутри были волокна. Затем их мочили, сушили, трепали, чесали, потом уже пряли. Я всё это знаю не понаслышке – в детстве вместе с бабушкой мне удалось во всём поучаствовать – и в сборе, и в сушке, и в том, как красили, как ткали. Кстати, рубахи домотканые выходили разного цвета – белые, серые, тёмно-серые – в зависимости от цвета волокна. Чтобы получался кипенно-белый, эти холсты несли на речку, расстилали под палящим солнцем и таким образом отбеливали полотна.

Кстати, нет общепризнанного мнения, как на Руси вообще появилась клетка. У Людмилы Петровны есть своя версия по этому поводу. Она считает, что мистики здесь никакой нет, а во всём виновата счастливая случайность. Допустим, ткала пряха полотно, а тут нечаянно какая-то ниточка цветная попалась. Она увидела, что это красиво и решила: если можно пустить нитку вдоль, то почему не сделать поперёк? Возможно, именно так появилась клетка, а уже потом стали возникать рисунки и орнаменты.

- И когда мы проанализировали, что клетка действительно активно использовалась в костюмах, – продолжает свой рассказ Людмила Петровна, –мы решили её активно ввести в шитьё, сделать именно на ней акцент. Вот, в нашей экспозиции есть реконструированное панно из Валуйского района с клеточным принтом. Нам было интересно не просто повторить творение наших мастеров-земляков, а проследить их ход мысли. Кстати, интересно здесь и использование чёрного цвета. Вообще он у крестьян был в ходу. В лоскутной живописи он позволяет подчеркнуть что-то, сделать акцент на чём-то. Художники часто говорят, что чёрный цвет – это цвет-прокурор, он всё выявляет: если рядом с ним что-то хорошо, он это выгодно подчеркнёт, но и точно также выделит огрехи или недостатки.

На выставке «Игра в классики» есть и другие реконструкции – например, северный архангельский костюм – точная копия того, что носили наши предки. Он сделан по калькам и сшит вручную Л.П. Лукьяновой, как и реконструированный костюм её бабушки, у которой Людмила Петровна и училась азам ручной работы с тканями.

А вот ещё одна участница выставки – Народный мастер Белгородской области, Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации, руководитель клуба «Волшебный лоскуток» Валентина Станкевич пришла к лоскутному шитью иначе, но тоже из любви к семейным традициям:

– Раньше жили бедно, и маме самой приходилось шить нам одежду. Однажды мама решила сделать моим братьям-близнецам курточки, а на спинку материала не хватило. И тогда мама сшила полотно из 4-х кусочков. Мне это не просто понравилось, но прямо запало в душу, до того это получилось красиво и интересно, что я тоже начала понемногу шить сама. У нас вообще вся семья была рукотворной: бабушка вязала, папа делал из щепы дерева птиц счастья, умел плести рыболовные сети, и простые авоськи. Дома у нас висели шторы, вышитые двусторонней гладью на сером льняном холсте мамиными руками. Её же работа была везде – от вышитых подушек и рушников до моих платьиц. И я не отставала: уже в 3-ем классе была допущена до маминой швейной машинки и с ее помощью сшила свой первый ситцевый костюмчик.

Интерес именно к лоскутному шитью пришёл уже в ту пору, когда Валентина Ивановна работала в Белгородском педагогическом училище. Из Москвы пришла новая программа по предмету «Художественная обработка материала» и директор училища предложила В.И. Станкевич вести этот предмет, а также самостоятельно составить авторскую программу. Валентина Ивановна включила в программу местный материал – вышивку крестиком, аппликацию из ткани, но чего-то ей не хватало. Тогда она отправилась в библиотеку, чтобы дополнить курс ещё какими-то идеями. И там обнаружила тоненькую книжечку «Шитьё из лоскутков» Мэри Энн Грин. «Вот тут сердце у меня ёкнуло и я поняла, что это именно то, чего мне не хватало», – вспоминает Валентина Ивановна. Так В.И. Станкевич приняла решение включить лоскутное шитьё в программу и до сих пор сама с удовольствием занимается этой техникой.

А результаты этих занятий можно было увидеть и на самой Валентине Ивановне, и в экспозиции. Её конёк – ансамбли: мастер никогда не довольствуется тем, чтобы просто сделать предмет одежды – обязательно нужно добавить и аксессуары. Поэтому у неё не платья, а целые комплекты, которые дополняют или сумочка, или головной убор, или бусы, а в этот раз Валентина Ивановна похвасталась даже кольцом «в клеточку», которое гармонично дополняло весь гардероб в заданном принте.

Это лишь малая часть того, что представлено на выставке «Игра в классики». Самые разнообразные полотна, сумки, жилеты, игрушки, даже открытки, выполненные мастером скарпбукинга Галины Кин тоже в заданной тематике клетки – это то, что нужно увидеть самим. Не только за тем, чтобы восхититься мастерством одарённых людей, но и рискнуть залезть в свои чемоданы, найти там разнообразные кусочки тканей и попробовать сотворить из них пусть маленькие, но настоящие лоскутные картины, которые греют и глаз, и душу. Во всяком случае, стоит хоть раз в жизни попробовать сделать что-то своими руками. Так, как это испокон веков делали наши предки. А если что-то не будет получаться, вы знаете, у кого просить совета – у мастериц клуба «Лоскутница», которые всегда рады помочь иголкой, ниткой и своим тёплым, светлым отношением к людям и миру.

Представители клуба в соцсетях выразили свою благодарность университету: "Благодарим руководство университета и руководителя выставочного комплекса за предоставленную возможность показать свои работы на суд зрителя. Также клуб "Лоскутница" выражает признательность мастерам народного творчества Белгорода, которые дополнили нашу выставку своими прекрасными работами. Также на выставке представлено несколько кукол таких мастеров как М.Сысоева и О.Бочарова из коллекции Лукьяновой Л.П."
  
Е. Красовская

 

Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите всё предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.
Затем укажите, какое слово или цифру нужно исправить.

Личный кабинет
Размер шрифта:
А
А
А
Цвета сайта:
А
А
А
А
Изображения:
Вкл
Выкл
Расширенные настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт:
Arial
Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный
Средний
Большой
Выбор цветовой схемы:
Стандартная
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Вернуть стандартные настройки
Свернуть расширенные настройки