Концепция программы здоровьеформирующей деятельности Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова 2010-2016 годы

1 Актуальность. Современные социально-политические преобразования в России предъявляют повышенные требования к уровню физической подготовленности, работоспособности граждан. Здоровье - непреходящая ценность личности и общества в целом, его сохранение и приумножение рассматривается как один из системообразующих факторов стабильного развития страны. Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации, в государстве поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта. В связи с этим руководство страны ставит сложную, но вполне выполнимую задачу – значительно улучшить физическую подготовленность, укрепить здоровье населения нашего государства и, прежде всего, молодежи. Значимость указанных проблем нашла отражение в принятии и реализации Правительством Российской Федерации подпрограммы «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодёжи в Российской Федерации (2002-2005 годы)», Федеральной целевой программы «Молодёжь России (2001-2005 годы)». Президент России поставил задачу создания специальной программы сохранения здоровья человека, создания условий для занятий физической культурой и спортом. В дальнейшем Правительство страны утвердило Федеральную целевую программу «Развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2016 годы».

В Белгородской области уделяется серьезное внимание созданию условий для оздоровления студенчества. Это тесно взаимосвязанно с губернаторской программой повышения качества жизни белгородцев, в которой отмечается, что «традиционные ценности и нравственные идеалы нашего народа — заслон бездуховности, нравственной деградации. На дорогах к храмам, к культурным ценностям, к стадионам не должно быть препятствий».

Главой администрации Белгородской области Е.С. Савченко в апреле 2001 г. утверждена областная целевая программа «Физическое воспитание - здоровье нации», а в июне 2002 г. вышло постановление «О развитии физической культуры и спорта в образовательных учреждениях области». Сфера вопросов, охватывающих их выполнение на Белгородчине, включает укрепление материально-спортивной базы, рост мастерства белгородских спортсменов, совершенствование форм работы, решение кадровой политики в области физической культуры и спорта.

В соответствии с решением Учёного Совета БГТУ им. В.Г. Шухова от 03 сентября 2002 года успешно реализуется концептуальная модель воспитательного процесса в БГТУ им. В.Г. Шухова, одним из направлений работы которого является формирование здорового образа жизни студенческой молодёжи и профессорско-преподавательского состава.

Усилиями органов власти всех уровней, физкультурного актива, ректората учебного коллектива, молодёжных организаций, медицинских работников, представителей средств массовой информации, общественности происходит формирование здорового образа жизни населения области.

В регулярных занятиях физической культурой и спортом особенно заметно воздействие духовных, политических, социальных и экономических факторов. Предметом физкультурной деятельности является физическое состояние и физическое здоровье человека, именно то, без чего невозможно выпускнику вуза добиться успехов в любой сфере деятельности.

Физическая культура в образовательных учреждениях как образовательная область, как учебная дисциплина, важнейший базовый компонент гуманитарного образования, гармоничного развития личности обучающегося направлена на обеспечение необходимого уровня развития жизненно важных двигательных навыков и физических качеств, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие.

В настоящее время в ряду актуальных проблем в системе высшего профессионального образования важное место занимает проблема социального управления формированием физической культуры студентов, без которой невозможно поддержание и укрепление их здоровья. Это объясняется тем, что современный учебный процесс в вузе отличается не только большими интеллектуальными нагрузками, но и высокими требованиями к физическому здоровью студентов, способствующему эффективному освоению ими профессиональных знаний и навыков с последующей их реализацией в трудовой деятельности. В решении этой проблемы ведущая роль принадлежит занятиям физической культурой, а именно: использованию ее средств, форм и методов оздоровления, соответствующих целенаправленному повышению уровня оздоровительной культуры студентов.

Становится все более явным, что классическая модель занятий физической культурой и спортом в вузе не всегда адекватна современным требованиям общества. Сегодня, по мнению известных российских учёных, необходимо искать новые пути изменения социальных, педагогических и философских взглядов на организацию таких занятий по физической культуре, которые способствовали бы формированию новых концепций образовательного процесса, разработке авторских программ социального и физического здоровья.

2 Цель настоящей Концепции – научное обоснование механизмов оптимизации формирования ценностных отношений студенческой молодёжи и профессорско-преподавательского состава к физической культуре, спорту, овладению оздоровительными методиками.

Основные задачи:

  • реализация федеральных и территориальных целевых программ, федеральных и региональных законов и иных правовых и нормативных актов, направленных на создание условий для развития физической культуры и спорта;
  • улучшение качества процесса физического воспитания и образования студентов и профессорско-преподавательского состава, медико-педагогического наблюдения за здоровьем лиц, занимающихся физической культурой и спортом;
  • формирование у студентов устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни, повышение уровня образованности в области физической культуры и спорта и здорового образа жизни;
  • обеспечение широкого доступа инвалидов к занятиям физической культурой и спортом, с учетом ограниченных возможностей по состоянию здоровья;
  • укрепление материально-технической спортивной базы для занятий физической культурой и спортом.

3 Первоочередные меры для реализации поставленных задач:

  • создание организационно-управленческих, нормативно-правовых, материально-технических, социально-педагогических и медико-биологических условий для вовлечения студенческой молодежи и профессорско-преподавательского состава в регулярные занятия физической культурой и спортом;
  • обеспечение многоуровневого подхода к вопросам организации отдыха молодежи способствующего формированию здорового образа жизни, базовым элементом которого является физическая культура и спорт;
  • создание постоянно действующей информационно-пропагандистской и просветительно-образовательной системы, направленной на вовлечение в активные занятия физической культурой и спортом на всех этапах жизнедеятельности человека;

4 Основные принципы реализации Концепции

  • целостности человека, его психосоматического, социокультурного единства, интегративного воздействия на него физкультурно-спортивной деятельности и ее основного элемента – физических упражнений. При этом приоритетными компонентами в процессе физкультурной деятельности должны выступать самореализация, саморазвитие, становление граждан, формирование патриотов Российской Федерации;
  • использование результатов научных исследований при разработке и реализации программ развития физической культуры и спорта и формирования здорового образа жизни с учетом необходимости выявления и устранения основных факторов, сдерживающих развитие физической культуры и спорта среди молодежи;
  • открытости системы физической культуры и спорта для свободного доступа различных физкультурно-оздоровительных технологий, видов спорта и упражнений, форм организации соревнований в процессе физического воспитания и образования студентов.

Важнейшими направлениями в деятельности по развитию физической культуры и спорта являются: совершенствование управления и организации физической культуры, поиск новых организационно-управленческих решений, направленных на создание эффективной системы организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди молодежи и профессорско-преподавательского состава, развитие и укрепление материально-технической базы спортивно-оздоровительного комплекса университета.

Качество совершенствования здоровьеформирующей деятельности БГТУ им. В.Г. Шухова как комплексная оценка жизнедеятельности студенческой молодёжи и профессорско-преподавательского состава представляет собой систему показателей, характеризующих уровень формирования ценностей здорового образа жизни, степень удовлетворённости реализацией своих потребностей, соотнесённых с минимальными социальными стандартами и с ресурсными возможностями общества.

Исходя из того, что включенность человека в активные занятия физической культурой и спортом на протяжении всей жизни во многом определяется его отношением к ценностям физической культуры и осознанной необходимостью в занятиях физической культурой и спором, из всего комплекса мер, направленных на развитие физической культуры среди молодежи, настоящая Концепция предусматривает в качестве одного из основных приоритетных направлений деятельности целенаправленную пропаганду физической культуры и формирование здорового образа жизни.

Действенная пропаганда физической культуры и спорта, эффективная просветительно-образовательная деятельность, оптимальная система управления отраслью при адекватной правовой и материально-технической базе будут способствовать увеличению числа людей, занимающихся физической культурой и спортом, ведущих здоровый образ жизни, что положительно скажется на снижении заболеваемости и наркотизации, потребления алкоголя, сигарет, сокращении правонарушений, особенно молодёжью, окажет действенную помощь в воспитании, самосовершенствовании и самообразовании человека, повышении его работоспособности и выполнении им долга по защите Родины.

5 В результате реализации Концепции будет обеспечено:

  • увеличение числа занимающихся физической культурой и спортом;
  • формирование материально-технической и научно-методической базы для дальнейшего (количественного и качественного) развития физической культуры и спорта в вузе.

Программа здоровьеформирующей деятельности

Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова 2010-2016 годы

 

1 Цель программы - комплексное решение проблем физического воспитания и оздоровления студентов и профессорско-преподавательского состава, направленное на физическое и духовное совершенствование, формирование осознанной потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) Проанализировать динамику состояния здоровья студентов.

2) Изучить ценностные ориентации студентов в отношении сохранения и укрепления здоровья.

3) Дать научное обоснование моделей модернизации индивидуальной системы жизнедеятельности студентов для вовлечения максимально возможного числа молодых людей в систематические занятия физической культурой и спортом;

4) Разработать механизмы совершенствования материально-технической, научно-образовательной, организационно-управленческой базы развития физической культуры и спорта в университете.

2 Научная проблема, на решение которой направлены оздоровительная программа, заключается в разработке моделей развития мотивации активных действий студентов для сохранения и укрепления потенциала здоровья средствами физической культуры и спорта. Особое место в комплексной программе оздоровления студентов занимает аналитическая модель, которая строится на основании эмпирической проверки научно-исследовательской гипотезы. Эта программа направлена на формирование, укрепление и сохранение здоровья студентов и профессорско-преподавательского. Ключевое значение в подготовке молодого специалиста, его профессиональном становлении имеют исходные ценностные ориентации, способность обнаруживать, использовать и создавать обстоятельства для максимальной самореализации. Движение личности в сторону самоактуализации, желание быть здоровым полноценно только при активной реализации индивидуальной технологии оздоровления.

Данная программа включает образовательное, спортивное, реабилитационное и рекреативное направления содержания воспитательного процесса. Осознание важности социальной роли физического воспитания в развитии личности, разработка и реализация соответствующих программ способствует не только укреплению здоровья, но и формированию здорового образа жизни, становлению таких личностных качеств, которые помогут противостоять различного рода негативным явлениям.

Таким образом, оздоровительные программы, прежде всего, побуждают профессорско-преподавательский состав и студенческую молодёжь созидать собственное здоровье, формировать вокруг себя «здоровое пространство», активно задействовать физические, психические и духовные возможности самого человека. Другими словами, речь идет о формировании такого элемента культуры, который создает мощные и эффективные стимулы, побуждающие самого человека, без принуждения, систематически заботиться о своем здоровье и физическом совершенствовании. Это, в свою очередь, создает прочную базу для более быстрой социальной профессиональной адаптации будущих специалистов, а значит и достижению успехов в различных сферах деятельности с сохранением ресурса здоровья.

3 Эмпирическую базу разработки программы составили законодательные и инструктивно-методические документы ведомств физической культуры, образования и здравоохранения, кафедральные первичные документы, социально-педагогическая документация кафедр физического воспитания и спорта БГТУ им. В.Г. Шухова и других вузов Белгорода, данные национальной статистики  и социологических исследований.

Социально-технологический подход к сфере образования предусматривает комплексное исследование проблем, связанных со становлением личности человека, формированием духовных и нравственных ценностей. Для решения обозначенных задач использовались следующие методы и подходы:

- критическое осмысление и анализ информации, содержащейся в литературных источниках, рассмотрение проблемы оздоровления в тесной взаимосвязи анатомо-физиологического, социального, экологического и медико-гигиенического аспектов здорового образа жизни;

- использование данных медицинского осмотра студентов, учет рекомендуемых режимов двигательной активности;

- изучение ценностных ориентаций студентов и профессорско-преподавательского состава в отношении сохранения и укрепления здоровья;

- установление степени активности студентов в организации самостоятельных оздоровительных занятий;

- разработка моделей модернизации индивидуальной системы жизнедеятельности студентов.

Для оценки состояния здоровья студентов обобщались результаты медицинского осмотра, рекомендуемых режимов двигательной активности.

Для изучения ценностных ориентаций студентов и профессорско-преподавательского состава в отношении сохранения и укрепления здоровья, авторский коллектив разработал ряд анкет. Результаты анкетирования обработаны с использованием методов статистики.

С целью выявления механизмов формирования мотивации действий изучалась степень активности студентов в организации самостоятельных оздоровительных занятий. Проанализированы факторы, оказывающие наибольшее влияние на повышение физкультурно-спортивной активности студентов.

Проведено изучение условий психолого-педагогического сопровождения студентов, образования единого психологического пространства для успешного построения модели сохранения и укрепления здоровья.

 

4 Сроки (этапы) реализации программы

1 этап. 2010-2012 гг. -  формирование инфраструктуры управления программой, получение первых ощутимых результатов по каждому из направлений

2 этап. 2012-2014 гг. – основной этап реализации, в ходе которого достигается новый уровень здоровьеформирующей деятельности, обеспечивающий удовлетворение базисных человеческих потребностей, соответствующих ресурсам. Оценка результатов, корректировка программы.

3 этап. 2015 и последующие годы – наращивание ресурсного потенциала и на этой основе придание процессу здоровьеформирующей деятельности устойчивости и необратимости.

 

 

Этапы реализации  программы здоровьеформирующей деятельности

Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова 2006-2016 года

 

 

Система действий

Сроки исполнения

Ожидаемые результаты

1

Для укрепления материально-технической базы планируется:

- строительство модуля на легкоатлетическом стадионе с раздевалками на 150 чел. и служебными помещениями, а также их благоустройство;

- открытие смотровой площадки на территории стадиона;

- введение в эксплуатацию оздоровительно-восстановительного комплекса кафедры физического воспитания и спорта (включает 2 сауны, бассейн, массажные комнаты, холл с тренажерами);

- замена покрытия в спортивном зале № 2 на современное покрытие «Ленодур»;

- подготовка открытого плоскосного сооружения (площадки с покрытием полиуретан) для занятий мини-футболом;

- реконструкция ремонт и строительство новых объектов в спортивно-оздоровительном лагере «Технолог».

Для совершенствования спортивно-массовой работы в университете предусматривается:

● повышение уровня спортивной подготовки студентов, довести количество спортсменов до следующего уровня квалификации:

  • Мастеров спорта России международного класса – 3;
  • Мастеров спорта России – 30;
  • КМС – 241;
  • I разряд –270 ;
  • II разряд – 261;
  • III разряд – 210;
  • ИТОГО: 1015 (мастеров спорта и разрядников).

● организация работы 31 секции и спортивно-оздоровительных групп;

● организация 43 спортивных мероприятий;

● охват студентов дневной формы обучения, тренирующихся в свободное от учебы время, в спортивных секциях в количестве 1495 чел. (23%).

 

По научно-методическому обеспечению процесса формирования оздоровительной культуры личности студента планируется:

- разработка и публикация в открытой печати авторской рабочей программы по здоровьесберегающим технологиям для студентов, занимающихся физической культурой в специальном учебном отделении;

- организация и проведение Международной научно-методической конференции «Роль физической культуры, спорта, здоровьесберегающих технологий в подготовке специалистов;

- повышение уровня педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава;

- организация и проведение студенческой научной конференции «Физическая культура, спорт и здоровье студентов»;

- открытие направления массаж-самомассаж в рамках факультатива для студентов.

 

 

 

 

2010-2012 гг.

Разработка современных форм и методов физического и нравственного оздоровления студенческой молодежи, создание информационно-образовательной системы, строительство, реконструкция и модернизация физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, а также проведение научно-исследовательских работ.

 

2

Для укрепления материально-технической базы планируется:

- открытие силового городка на территории спорткомплекса университета;

- строительство шахматного клуба

- подготовка открытого плоскосного сооружения (площадки с покрытием полиуретан) для занятий гандболом;

- ремонт, реконструкция, оборудование шести раздевалок, двух судейских комнат, шести преподавательских и методического кабинета в спорткомплексе университета;

- ремонт и оснащение современным оборудованием зала атлетической подготовки;

- строительство четырех открытых теннисных кортов на территории стадиона;

- разработка маршрутов для занятий дозированной ходьбой и терренкуром в виде троп здоровья в условиях природного ландшафта на территории, прилегающей к университету;

- установка скульптурной композиции «Спортсмен» на территории стадиона;

- ремонт и оснащение современным оборудованием стрелкового тира;

- возрождение лыжной базы университета, подготовка освещенной лыжной трассы;

- реконструкция, ремонт и строительство новых объектов в спортивно-оздоровительном лагере «Технолог» (текущий ремонт спортивных площадок для занятий волейболом, мини-футболом, обустройство места для занятия плаванием на открытой воде).

 

Для совершенствования спортивно-массовой работы в университете предусматривается:

● повышение уровня спортивной подготовки студентов, довести количество спортсменов до следующего уровня квалификации:

  • Мастеров спорта России международного класса – 4;
  • Мастеров спорта России –33;
  • КМС – 263;
  • I разряд – 302;
  • II разряд –285 ;
  • III разряд –245 ;

       -   ИТОГО: 1132 (мастеров спорта и разрядников).

● организация работы 35 секций и спортивно-оздоровительных групп;

● организация 54 спортивных мероприятий;

● охват студентов дневной формы обучения, тренирующихся в свободное от учебы время, в спортивных секциях в количестве 1501 чел. (23,1%).

По научно-методическому обеспечению процесса формирования оздоровительной культуры личности студента планируется:

- выпуск двух монографий и учебно-методического пособия по проблемам формирования здорового образа жизни;

- организация и проведение Международной научной конференции «Здоровьесберегающие технологии, физическая реабилитация и рекреация в высших учебных заведениях»;

- повышение уровня педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава;

- совершенствование системы врачебно-педагогического контроля во время занятий физической культурой;

- организация и проведение студенческой научной конференции «Физическая культура, спорт и здоровье студентов».

2012-2014 гг.

Освоение новых форм и методов физического воспитания и спортивной подготовки, совершенствование системы контроля, осуществляемого медицинскими и педагогическими работниками, продолжение строительства, реконструкции и модернизации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, продолжение научно-исследовательских работ.

 

3

Для укрепления материально-технической базы планируется:

- строительство площадок для пляжных видов спорта;

- ремонт крытого теннисного корта;

- ремонт и переоснащение зала для занятий шейпингом и фитнесом на территории общежития университета;

- реконструкция, ремонт и строительство новых объектов в спортивно-оздоровительном лагере «Технолог» (строительство нового жилого корпуса);

- введение в эксплуатацию второго бассейна и включение его в спортивно-оздоровительный комплексуниверситета.

Для совершенствования спортивно-массовой работы в университете предусматривается:

● повышение уровня спортивной подготовки студентов, довести количество спортсменов до следующего уровня квалификации:

  • Мастеров спорта России международного класса – 4;
  • Мастеров спорта России –35;
  • КМС –270;
  • I разряд –310;
  • II разряд –300;
  • III разряд – 265;
  • ИТОГО: 1184 (мастеров спорта и разрядников).

● организация работы 40 секций и спортивно-оздоровительных групп;

● организация 70 спортивных мероприятий;

● охват студентов дневной формы обучения, тренирующихся в свободное от учебы время, в спортивных секциях в количестве 1541 чел. (23,7%).

 

По научно-методическому обеспечению процесса формирования оздоровительной культуры личности студента планируется:

- выпуск монографии и учебно-методического пособия по проблемам формирования здорового образа жизни;

- организация и проведение Международной научной конференции «Здоровьесберегающие технологии, физическая реабилитация и рекреация в высших учебных заведениях»;

- повышение уровня педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава;

- совершенствование системы врачебно-педагогического контроля во время занятий физической культурой;

- организация и проведение студенческой научной конференции «Физическая культура, спорт и здоровье студентов».

2013-2015 гг.

Совершенствование форм и методов физического воспитания, спортивной подготовки, системы контроля, осуществляемого медицинскими и педагогическими работниками, продолжение строительства, реконструкции и модернизации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, продолжение научно-исследовательских работ.

 

 

 

 

 

 

Личный кабинет
Размер шрифта:
А
А
А
Цвета сайта:
А
А
А
А
Изображения:
Вкл
Выкл
Расширенные настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт:
Arial
Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный
Средний
Большой
Выбор цветовой схемы:
Стандартная
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Вернуть стандартные настройки
Свернуть расширенные настройки