Заседание научно-методического совета 28.06.2012 г.

 

Заседание научно-методического совета началось с выступления начальника управления информатизации и коммуникаций А.В. Белоусова «Итоги работы и перспективы развития системы электронного документооборота».

Александр Владимирович рассказал о информационных системах в университете, это:

- информационная система автоматизации учебного процесса;

- система электронного документооборота,

- информационная система контроля и учета сетевых ресурсов;

- система личный кабинет;

- информационная система безопасности;

- информационная система электронных пропусков.

В структуру компьютерной сети входят 2500 компьютеров.

СТРУКТУРА ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВУЗЕ

ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ LOTUS NOTES

Lotus Notes является платформой для построения приложений автоматизации управленческих и документных процессов.

 

Основные функции:

- среда исполнения приложений автоматизации групповой деятельности;

- криптозащита (шифрование и электронная подпись);

- клиент электронной почты;

- персональный и групповой календари, планировщик задач;

- набор офисных приложений;

- клиент среды обмена мгновенными сообщениями;

- веб-браузер.

Расширение базовой функциональности системы за счет разработки приложений (Система документооборота)

СТАДИИ ВНЕДРЕНИЯ СЭД В УНИВЕРСИТЕТЕ НА 2011

1.     Осуществлена техническая реализация механизма проведения электронных собраний (виртуальные доклады, презентации и т.д.) между участниками системы электронного документооборота.

2.      С целью повышения эффективности взаимодействия пользователей системы электронного документооборота (Lotus Notes), внедрен комплекс программ Lotus Sametime.

3.      Выполнен переход серверной части программы на платформу под управлением операционной системы Linux, используя систему виртуализации XEN.

4.     Созданы экспериментальные группы, с которыми были проведены занятия по программе "Пользование системой электронного документооборота".

5.      Разработана схема внедрения программного продукта среди руководителей подразделений и ректората. Созданы учебные пособия для ознакомления с основными принципами работы.

6.      Проведена опытная эксплуатация и запущена в работу система оповещения о поступлении новых документов пользователю. Доступна функция ознакомления с поступившими приказами.

7.      Проведены комплексное исследование и анализ существующих процессов документооборота в университете.

СТАДИИ ВНЕДРЕНИЯ СЭД В УНИВЕРСИТЕТЕ НА КОНЕЦ 2011 и 2012 года.

8.     Проведена опытная эксплуатация и запущена в работу система с полным функционалом делопроизводства. Доступны функции ознакомления, согласования, рассмотрения, создания дополнительных поручений.

9.     Выполнена надстройка над сервером для возможности использовать web-приложения под управление сервера Domino.

10.  Разработана система подачи заявок в электронном виде для отдела УИК и УМЦ ИТОО.

11.  Проведена опытная эксплуатация всех подсистем подачи заявок в электронном виде.

12.  Разработан web-интерфейс для подачи заявок в электронном виде.

13.  Проведены мероприятия по архивированию документов, созданных в 2011 году.   

14.  Разработана новая версия системы корпоративного документооборота       БГТУ им. В.Г. Шухова.

15.  Проведены комплексное исследование и анализ существующих процессов делопроизводства и подачи заявок в электронном виде в университете.

 

Далее о ходе работ по внедрению системы менеджмента качества образования в университете рассказал начальник управления качества образования Е.А. Дороганов.

В соответствии с концепцией модернизации российского образования главная задача российской образовательной политики – обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Система менеджмента качества вуза – совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления политики в области качества с помощью планирования, управления, обеспечения и улучшения качества.

При построении системы менеджмента качества (СМК) мы исходим из того, что данная система не должна быть независимой параллельной системой от всего того, что делалось в образовательном учреждении в области качества ранее. Всё что уже сделано и делается в области качества как раз и должно быть интегрировано в СМК. Кроме того, необходимо учесть, что управление качеством охватывает абсолютно все стороны деятельности учреждения.

Процесс разработки и внедрение системы менеджмента качества включает следующие этапы:

  • выбор модели СМК;
  • сравнение деятельности вуза с требованиями выбранной модели;
  • перестроение деятельности вуза там, где это необходимо;
  • разработка и внедрение документации СМК, подтверждающей соответствие деятельности вуза требованиям модели;
  • сертификация СМК, с целью повышения эффективности процессов деятельности;
  • улучшение деятельности на основе непрерывного совершенствования процессов.

В соответствии со структурой модели ”Европейская сеть обеспечения качества в высшем образовании” выделяют слeдующиe блоки показателей качества:

         Кaчeство преподавательского состава

         Нaучно–исслeдовaтeльскaя прогрaммa унивeрситeтa

         Состояние материально-технической базы учебного заведения.

         Качество учебных программ

         Качество студентов

         Качество знаний

         Востребованность выпускников на рынке труда

         Достижения выпускников

 

Решающим показателем, определяющим конкурентные преимущества того или иного вуза на рынке образовательных услуг, в том числе – международном, уже сегодня становится высокое качество образования. В ближайшей перспективе такая тенденция будет являться доминирующей. Актуальной и стратегически значимой задачей для вуза в этих условиях становится выработка действенной политики в области обеспечения качества подготовки специалистов. Эффективная реализация такой политики невозможна без разработки и внедрения системы управления качеством. Очевидно, что последняя должна основываться на международно признанных документах в области качества и реализовываться с применением современных информационных технологий.

В основу типовой модели системы качества образовательного учреждения положены:

 

1. Стандарты и руководства гарантии качества высшего образования на территории Европы (Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании (ENQA).

 

2. Международные стандарты серии ГОСТ Р ИСО 9001.

3. Модель европейского фонда по менеджменту качества(EFQM)/

4. Принципы всеобщего качества (TQM)

В соответствии с принципами университетской автономии, ответственность за обеспечение качества высшего образования в первую очередь возлагается на сами учебные заведения, и таким образом, создается база для реальной ответственности академической системы в рамках каждого государства.

 

При внедрении СМК нужно четко соблюдать иерархию документов, относящихся к качеству.

 

В университете создана и внедрена автоматизированная система управления образовательной деятельностью. Изначально такая система рассматривалась как информационно-технологическая база для системы управления качеством образования. В настоящее время в университете разрабатывается собственно система качества.

В рамках этих работ в основном созданы и реализованы в виде программного обеспечения управления информационно-аналитические модели основных процессов. К их числу относится планирование и расчет объемов учебных поручений, электронные версии учебных планов специальностей, внутривузовские образовательные стандарты по направлениям и специальностям подготовки, внутривузовские стандарты по оценке качества подготовки, процедуры контроля знаний по дисциплинам и их методическое обеспечение и т.д.

Важной составной частью работ является создание комплекса административных регламентов. Такие регламенты обеспечиваются соответствующими программными средствами и исполняются в электронном варианте.

Новые информационные технологии в управлении позволяют обеспечить четкую синхронизацию и координацию управленческих функций по вертикали и горизонтали административной иерархии с автоматизированным контролем неисполнения установленных регламентных процедур.

Электронные формы документального сопровождения управленческих функций также органично применимы в рамках информационных технологий системы качества. При этом становится возможным сократить объем внутривузовской документации на бумажных носителях.

Электронные регламенты позволяют гибко оценивать эффективность исполнения управленческих функций, как отдельными работниками, так и целыми подразделениями. Отдельную задачу при этом представляет разработка измеряемых критериев и их программная реализация для оценки исполнительской дисциплины.

Итоговую оценку качества подготовки, объективную и независимую от вуза, могут дать внешние инстанции. Например, при комплексной оценке деятельности вуза Рособрнадзором через процедуры повторного лицензирования, аттестации и аккредитации. Или через процедуры общественной аттестации и аккредитации образовательных программ профессиональными сообществами работодателей.

Важными индикаторами качества подготовки могут служить: востребованность выпускников; наличие заказов на их подготовку; данные об учете выпускников на биржах труда; показатели должностного роста выпускников по информации работодателей. Система управления качеством в университете предусматривает возможность анализа таких индикаторов на основе обратной связи с рынком труда и возможность генерации управленческих воздействий на процесс организации и содержание обучения. В том числе – через формирование готовности у выпускников адаптироваться к факторам профессиональной деятельности на ее начальном этапе и способности к профессиональной мобильности на протяжении всей карьеры.

Эффективное функционирование системы управления качеством предполагает наличие методического, организационного и информационного обеспечения управления персоналом. В том числе: автоматизированное формирование штатного расписания; ведение личных дел; планирование и учет повышения квалификации; контроль качественных показателей профессорско-преподавательского состава в целом по вузу, по филиалам и кафедрам, по циклам дисциплин, по специальностям и направлениям подготовки.

Завершающей стадией разработки и внедрения системы управления качеством подготовки специалистов является ее сертификация государственными органами управления образованием или специализированными организациями, занимающимися такого рода деятельностью.

Для этого проводится выбор сертифицирующей организации. Указанная организация должна иметь документы, подтверждающие её право на сертификацию СМК учреждения на предмет соответствия стандарту ГОСТ Р ИСО 9001:2008. В данную организацию и направляется заявка от учреждения на сертификацию.

 

Заслушав и обсудив доклад «Состояние и перспективы развития системы дистанционного обучения в университете» директора института дистанционного образования (ИДО) к.т.н., доцента С.А. Михайличенко научно-методический совет считает, что институтом дистанционного образования совместно с кафедрами и подразделениями вуза ведется значительная работа по развитию системы дистанционного обучения БГТУ им. В.Г. Шухова.

 

Сотрудники ИДО обрабатывают контингент более 4500 студентов в 50 различных регионах РФ и дальнего зарубежья, выпущено 2454 специалиста. В институте реализуется проект англоязычного обучения иностранных граждан, внедрены в образовательный процесс Интернет технологии обучения и системы тестирования знаний, совместно со структурами вуза активно ведется подготовка УМК, электронных учебников, слайд и видеолекций, функционирует система видеоконференций с дальними регионами и система электронной регистрации абитуриентов.

С целью выполнения плана стратегического развития университета, создания в вузе системы открытого образования и укрепления позиций нашего университета на рынке образовательных услуг предстоит решить широкий комплекс задач.

 

     Начальник управления качества образования Е.А. Дороганов познакомил собравшихся с ходом подготовки к аккредитации университета.

Директор научно-технической библиотеки М.Ш. Григорьева представила членам НМС на утверждение список электронных изданий авторов БГТУ им. В.Г. Шухова (без печатного аналога) в соответствии с распоряжением от 19.03.2012 г. № 23 «Об электронных внутривузовских изданиях». Утвердили электронные издания в соответствии со списком в количестве 28 наименований.

 

Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите всё предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.
Затем укажите, какое слово или цифру нужно исправить.

Личный кабинет
Размер шрифта:
А
А
А
Цвета сайта:
А
А
А
А
Изображения:
Вкл
Выкл
Расширенные настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт:
Arial
Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный
Средний
Большой
Выбор цветовой схемы:
Стандартная
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Вернуть стандартные настройки
Свернуть расширенные настройки