Ученые БГТУ им.В.Г.Шухова навстречу юбилею

В 2024 году всё научное сообщество России будет отмечать 300-летие Российской академии наук. В преддверии славного юбилея во многих вузах страны проходят научные чтения, конференции и другие знаковые мероприятия.

Учёные БГТУ им. В.Г. Шухова в канун памятной даты провели круглый стол «Общество и академия: философские, исторические и социальные аспекты».

Кафедры социологии и управления и теории и методологии науки Института экономики и менеджмента объединили усилия, чтобы вместе вспомнить основные вехи становления российской науки, поговорить об особенностях высшего образования в Российской Федерации, о роли науки в импортозамещении, обсудить влияние научного дискурса на развитие социальных институтов, а также подискутировать на тему «Женщины и наука».

В работе круглого стола, посвященного 300-летию Российской академии наук, приняли участие профессоры и преподаватели кафедр социологии и управления и теории методологии науки, а также студенты 1-2 курсов университета. Модератором выступил заведующий кафедрой социологии и управления, доктор философских наук, профессор М.А. Игнатов. Научную часть круглого стола открыл кандидат исторических наук, доцент кафедры СиУ А.А. Подвигайло. 

Артём Александрович провёл подробный исторический экскурс истории развития системы высшего образования в РФ с 1725 до 2000 гг. и подробно осветил основные этапы становления отечественной системы образования и науки. Докладчик напомнил о том, что история российской науки ведёт своё начало с 1725 года, когда в столице Российской империи – городе Санкт-Петербурге по личной инициативе Пётра I была открыта первая российская академия наук. 

Систему высшего образования в Российской Федерации на сегодняшний день охарактеризовала кандидат социологических наук, доцент кафедры СиУ Ж.Н. Авилова, подчеркнув в своём докладе, что современная российская система высшего образования — одна из самых крупных в мире. Она насчитывает более 700 вузов и 4,1 млн студентов. Это означает, что каждый третий житель страны в возрасте 17–25 лет учится в вузе. Жанна Николаевна напомнила собравшимся о современной дифференциации высших учебных заведений, которая выражается в наличии трех типов вузов: глобальные исследовательские (ведущие) вузы; вузы, дающие устойчивые профессиональные знания, и массовые вузы, в основном решающие задачу формирования социальных компетенций и предоставления общего высшего образования.

Относительно новое понятие в системе российского, да и мирового высшего образования – «опорный университет». Программа создания в регионах технологических и инновационных центров была запущена в 2015 году. В настоящий момент список опорных вузов включает 33 учебных заведения. Цель их учреждения – создать в каждом субъекте РФ вуз, способный на равных конкурировать со столичными учебными заведениями, чтобы обеспечить региональные рынки труда квалифицированными научными и профессиональными кадрами, требующимися для решения задачи развития конкретного субъекта федерации.

Отрадно отметить, что в число опорных вузов страны входит и Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. Большой интерес у собравшихся вызвал доклад доктора исторических наук, профессора кафедры СиУ В.В. Моисеева. Владимир Викторович в цифрах и фактах представил участникам круглого стола свой взгляд на то, какую роль играет наука в импортозамещении. В качестве успешного примера союза науки и экономики профессор привёл Китай, который за 40 лет увеличил свои экономические показатели в 50 раз именно за счёт финансирования научной деятельности своих университетов, на которые тратится в 20 раз больше, чем в нашей стране. А ещё, по мнению В.В. Моисеева, важен человеческий капитал, который формируется за счёт разных факторов, не последнюю очередь в чём играет образование. И опять же пример: в Китае на подготовку инженеров и других специалистов тратят в 300 раз больше государственных денег, чем в России. Владимир Викторович уверен, что для улучшения импортозамещения необходимо коренным образом изменить экономическую политику, а свои надежды на возрождение экономики России профессор связывает со студентами, которых сегодня обучает в том числе технологический университет. 

Проблемы становления научного дискурса и его влияние на развитие социальных институтов поднял в своём научном докладе доктор философских наук, профессор кафедры ТиМН В.О. Шелекета. Владислав Олегович проследил изменения методологии научного сознания от Аристотеля до наших дней. Профессор отметил, что самому научному дискурсу от силы лет 300, а идеологическая природа научного дискурса проступает уже со времен зарождения капитализма, который, как известно, использовал секуляристкие общественные процессы для того, чтобы развивать такие фундаментальные характеристики современной мировоззренческой цивилизационной матрицы как типичность (взамен уникальности), универсальность (взамен индивидуальности), объективность (взамен многообразию субъективности). В. О. Шелекта уверен, что сегодня именно академическая наука, находясь в авангарде научных изысканий, имеет потенциал для того, чтобы заложить основания для нового целостного мировосприятия, новой научной картины мира.

Неподдельный интерес вызвал у участников круглого стола доклад кандидата философских наук, доцента кафедры ТиМН С.В.Бацановой «Женщины и наука». София Владимировна привела много интересных фактов, иллюстрирующих отношение общества к женщинам, посвятившим себя научным изысканиям. Собственно, вся история вхождения женщин в научное сообщество тесно связана с борьбой прекрасной половины человечества за свои права – за право учиться, работать, занимать государственные должности, избираться. Первой женщиной-академиком в науке является физик, которая очень много сделала для того, чтобы теория Ньютона не противоречила католицизму, и которая была первым человеком, кто читал курс по физике Ньютона в Болонском университете. Это многодетная мать Лаура Мария Катерина Бассан. А вот первой русской женщиной академиком в 1939 году стала Лина Соломоновна Штерн – физиолог, основатель теории клеточного дыхания. Это исследование, кстати, легло в основу разработки первых советских кардиостимуляторов, благодаря чему её имя знают все врачи-кардиологи. Но и на сегодняшний день женщин, достигших в науке вершин, можно по пальцам пересчитать. Так, приводит цифры С.В. Бацанова, сегодня в Российской академии наук женщины занимают всего 5%. Членов-корреспондентов среди всех прочих из числа женщин тоже немного – 10%. Отчасти причиной тому гендерное неравноправие, которое так или иначе наблюдается не только в российском, но и мировом сообществе, отчасти – социальная роль женщины-матери, женщины-хранительницы домашнего очага не оставляют ей времени на занятия наукой. Пользуясь случаем, София Владимировна обратилась к студенткам, участвующим в работе круглого стола, с призывом смелее идти в науку и занимать там достойное место наравне с мужчинами. 

 

Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите всё предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.
Затем укажите, какое слово или цифру нужно исправить.

Личный кабинет
Размер шрифта:
А
А
А
Цвета сайта:
А
А
А
А
Изображения:
Вкл
Выкл
Расширенные настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт:
Arial
Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный
Средний
Большой
Выбор цветовой схемы:
Стандартная
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Вернуть стандартные настройки
Свернуть расширенные настройки