Отчет ректора 2011 год

Уважаемые коллеги!

Прошел еще один год, в течение которого коллектив нашего вуза успешно решал выдвигаемые временем задачи в сфере профессионального образования. Это подтверждает недавно состоявший прямой телеэфир Министра образования и науки Андрей Александрович Фурсенко, который дал высокую оценку вузам г. Белгорода. Давайте посмотрим этот эпизод.

     

В своем ежегодном отчете Губернатор Белгородской области Евгений Степанович Савченко также отметил, что «Белгородские высшие учебные заведения в 2011 году завершили переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования и освоение образовательных стандартов третьего поколения. Это позволило им войти в числе равных в европейское образовательное пространство — это очень важно.

Количество инновационных предприятий при вузах области у нас возросло... Тон здесь задает Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова, который в числе 55 российских высших учебных заведений стал победителем конкурса программ стратегического развития и вошел наряду с Белгородским государственным университетом в группу ведущих инновационных вузов страны...» Мне, как руководителю, и всему коллективу нашего университета, безусловно, очень приятно было услышать такую высокую оценку результатов нашей общей работы.

Объективным подтверждением высокого уровня значимости университета в образовательном пространстве России является внешняя оценка. Всему научному и образовательному сообществу известно, что в течение ряда лет наш университет занимает первое место в рейтинге Минобрнауки России среди архитектурно-строительных вузов. Согласно рейтингу работодателей, ВЦИОМ и «Деловой России» по критериям качества подготовки и востребованности выпускников университет входит в число 16 лучших вузов России. Все эти и многие другие достижения стали возможными благодаря активной и разноплановой работе ректората, руководителей подразделений и всего коллектива нашего вуза. Позвольте представить вашему вниманию отчет за прошедший период по основным направлениям деятельности нашего вуза.

В первую очередь я хочу представить наиболее значимые наши достижения:

  • университет в числе 22 ведущих технических вузов России стал победителем программы стратегического развития государственных образовательных учреждений Высшего профессионального образования.
  • ввод в эксплуатацию бассейна с пропускной способностью 40 чел\час.
  • обустроен подземный переход между корпусами.
  • впервые на территории университета была построена оборудованная ледовая хоккейная площадка.
  • буквально на этой неделе пришло сообщение, что согласно решению заседания конкурсной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации мы стали победителями по программе развития деятельности студенческих объединений с общим финансированием 30 млн. рублей.
  • успешно прошли предварительную экспертизу документы на строительство нового общежития на 400 мест.

И это только несколько событий из целого ряда побед и успехов коллектива нашего вуза. Переходя к итогам повседневной деятельности вуза за прошедший период, необходимо отметить, что в течение года велась весьма продуктивная работа по всем направлениям.

Образно говорят: «Что посеешь, то и пожнешь». Форпостом нашего вуза выступают службы, созданные для работы по привлечению в наш вуз абитуриентов — целеустремленных и подготовленных. В настоящее время центр довузовской подготовки осуществляет деятельность по ряду направлений.

Это подготовительные курсы в городе и региональные подготовительные курсы в области, профильные классы, «шуховские уголки», экскурсии по университету, виртуальная школа. Всего работой центра охвачено более 10 тысяч учащихся старших классов. С этого года наш вуз принимает активное участие в работе областного конкурса «Мы — Белгородцы! Думай, решай, действуй!», проводимого под эгидой губернатора.

Олимпиадное движение — особый вид работы по отбору талантливой молодежи. Наш университет проводит целый ряд олимпиад, при этом наша олимпиада «Будущие исследователи — будущее науки» вошла в число ведущих в России по качеству и влиянию на набор абитуриентов. Общее количество олимпиадных работ составило более 7,5 тысяч, что в два с половиной раза больше по сравнению с прошлым годом. Для абитуриентов были проведены как традиционные Дни открытых дверей, так и Дни встречи в институтах. Планируется создание виртуального Дня открытых дверей через сеть Интернет, готовится прямой эфир на телеканале ГТРК «Белгород», регулярно публикуются профильные материалы о нашем университете.

В завершающемся учебном году в университете проделана большая работа по переходу на новые образовательные стандарты, разработке учебных планов и рабочих программ. Одним из важных направлений образовательной деятельности университета являются лицензирование и аккредитация специальностей и направлений. В 2011 году в университете были открыты новые направления подготовки бакалавров, магистров, специалистов, программ послевузовской подготовки. Открыта программа профессионального образования — Мастер делового администрирования (МВА), разработана программа подготовки «Сити-менеджеров». Прошли процедуру государственной аккредитации ряд специальностей и направлений подготовки.

В связи с внесением изменений в законодательство об образовании была переоформлена на бессрочную лицензия на право ведения образовательной деятельности, переоформлено свидетельство о государственной аккредитации на укрупненные группы направлений и специальностей. Подготовлен пакет документов для лицензирования 3 новых направлений подготовки бакалавров; 1 специальности; 1 направления подготовки магистров; 15 направлений подготовки рабочих профессий.

В рамках внутривузовского рейтинга осуществляется ежегодное подведение итогов работы, которое значительно активизирует работу преподавателей по всем видам деятельности. С ноября 2011 г. решением ректората введены выплаты стимулирующего характера профессорско-преподавательскому составу, ежемесячно такие выплаты получают более 200 человек в размере 1 млн. рублей. Помимо индивидуальных выплат, осуществляется материальное поощрение кафедр объемом более 1 миллиона рублей, занявших ведущие позиции как в рейтинге Минобрнауки России, так и во внутривузовском рейтинге.

Редакционно-издательской группой в 2011 г. издано более 220 наименований учебной литературы и 260 наименование учебно-методической литературы, ведется планомерная работа по полному обеспечению методической литературой.

Начат переход университета на федеральные государственные образовательные стандарты 3 поколения. Сформированы и представлены на сайте университета для всех направлений подготовки образовательные программы, введено в действие более 120 новых учебных планов, 375 программ бакалавриата, 103 программы специалитета и 91 программа магистратуры.

В рамках президентской программы поддержки приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики России 54 студента и 6 аспирантов университета получили стипендии Президента и Правительства России.

Курсы повышения квалификации прошли более 5,5 тысяч человек, по их итогам всем выданы удостоверения государственного образца или сертификаты. Успешно внедряется модульная система подготовки, осуществляется подготовка к переходу на бально-рейтинговую систему оценки знаний.

Я считаю, что простое наращивание компьютерной техники или даже интерактивных методов обучения не приведет к качественному прорыву в образовательной сфере. Будущее здесь — за организацией вендерных образовательных центров, обучением на тренажерах и симуляторах реального производства.

В настоящее время у нас активно функционируют три таких центра:

  1. Образовательный центр цементной промышленности KHD, в основе которого лежит компьютерный тренажерный комплекс цементного производства Simulex.
  2. Образовательный центр и комплекс компьютерного проектирования фирмы Siemens. Компьютерный комплекс оснащен современным оборудованием, подготовка специалистов ведется на лицензионном программном обеспечении. Кстати сказать, наши студенты последние годы занимают первое место на международных олимпиадах Siemens.
  3. Образовательный центр Microsoft Academy.

Такие центры, по моему мнению, должны быть созданы по каждому направлению подготовки.

Подготовка высококвалифицированных современных специалистов возможна только при реализации в вузе симбиоза образовательной и научной деятельности. Прежде всего, это реализация программы создания научно-исследовательского, опытно-конструкторского и инновационно-образовательного центра высоких технологий и новых материалов, а также продолжение развития университета через научно-образовательные инновационные платформы и малые инновационные предприятия.

Всего за этот год университетом в различные ведомства, фонды и на конкурсы было подано около 300 заявок, из которых в настоящее время финансирование получили 74 проекта, в стадии рассмотрение находиться еще 30 проектов.

Преподаватели и сотрудники университета активно принимают участие в международных, всероссийских, региональных конференциях, форумах, семинарах: в 2011 году представители нашего вуза участвовали в 410 конференциях (из них 220 организованы на нашей базе, в том числе 149 международных).

Всего за 2011 год издано 38 сборников научных трудов, опубликовано 562 научные статьи в российских изданиях, 262 — в зарубежных изданиях, 79 монографий. Важное значение для вузов сейчас имеет такой показатель как индекс цитирования.

Говоря о развитии инновационной деятельности университета можно отметить высокую эффективность работы МИПов за 2011 год. На нашей базе созданы более 60 таких предприятий, именно они обеспечили выпуск инновационной продукции и услуг на сумму 37 млн руб., создали дополнительные рабочие места для научных сотрудников и молодых исследователей. Это является одним из самых высоких показателей среди вузов России.

Активно развивается студенческая наука. Так, в 2011 году по результатам студенческих работ опубликовано около 1400 тезисов и статей, в том числе 134 в центральных российских и зарубежных изданиях, 340 студенческих работ участвовало в конкурсах на лучшую НИР; получено 217 наград за участие в конкурсах на лучшую НИР и в выставках; 86 студенческих проектов участвовали в конкурсах грантов, 29 из которых выиграны; поданы заявки на объекты интеллектуальной собственности с участием студентов.

Создание принципиально нового Центра высоких технологий и новых материалов, широкое привлечение в этот Центр студентов, аспирантов, молодых инноваторов, позволит сформировать на этой базе прообраз технологического университета будущего, где будут рождаться, развиваться и реализовываться не только новые идеи, но и получать начальную подготовку, становиться на ноги новые инициативные инновационно мыслящие кадры молодых ученых и специалистов для всей России.

Одним из важных направлений деятельности университета является повышение конкурентоспособности выпускников, обеспечение их профессиональной адаптации на рынке труда, гарантия трудоустройства. Так, при оценке деятельности вузов Министерством образования и науки вводится новый показатель — данные о численности выпускников, трудоустроившихся и работающих по специальности в течение не менее 3 лет после окончания обучения.

С целью формирования навыков трудоустройства всем студентам 4-5-х курсов читается курс лекций «Проблемы профессиональной адаптации», проведено 7 ярмарок вакансий и 9 презентаций компаний. За прошедший год в университетский центр трудоустройства обратилось более 600 студентов и выпускников, которым было оказано содействие в трудоустройстве. Было проведено профессионально-личностное тестирование студентов 5 курсов (1400 чел.) для отбора перспективных выпускников. Для расширения взаимодействия с работодателями в университете создан студенческий рейтинговый банк данных (Scillbook), что позволит работодателям осуществлять подбор кадров для стажировок и трудоустройства. Продолжается деятельность Ассоциации выпускников, охватывающая более 10 тысяч человек.

Одной из форм подготовки студентов к производственной деятельности является стройотрядовское движение. В 2011 г. в университете было сформировано 55 отрядов общей численностью около 1000 человек. По различным программам профессиональной подготовки и повышения квалификации прошли обучение около 900 человек, что на 30% больше, чем в прошлом году.

Созданию оптимальной интеллектуальной, инновационно-образовательной среды способствует целенаправленная политика в области международной деятельности. В университете в настоящее время обучается более 700 представителей из около 60 стран мира. По сравнению с предыдущим годом их число выросло более чем на 35%. Продолжается подготовка иностранных студентов на английском языке, дополнительным видом образовательных услуг стали курсы русского языка вне академических программ обучения. Наш университет принимал представителей США, Сербии, Сирии, Германии, Франции, Сенегала, Ирака, Ймена, Омана и других стран для реализации различных научных, образовательных и международных проектов. Представители университета принимают активное участие в международных выставках и конференциях, в результате было заключено 16 агентских договоров c ведущими университетами Азии. Планируется увеличить прием граждан Китая.

В 2011-2012 учебном году на Подготовительном факультете для иностранных граждан нашего вуза обучаются 182 человека из 36 стран, что на 8% больше, чем в прошлом учебном году. Проводится большое количество мероприятий для того, чтобы студенты смогли не только быстрее адаптироваться к жизни в России, но и понять и принять её культуру, обычаи и традиции. В этом году был создан Совет Землячеств, в который вошли 25 председателей землячеств из разных регионов мира. Создано сообщество иностранных выпускников в социальных сетях.

Культурно-воспитательная деятельность в университете ведется в соответствии с Комплексной программой. В Студенческом дворце культуры работает 41 творческий коллектив и клубов по интересам. Коллективы СДК являются постоянными участниками внутривузовских, городских, областных, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Ряд коллективов удостоены премии Губернатора Белгородской области Евгения Степановича Савченко «Молодость Белгородчины», являются призерами российских и международных соревнований. В текущем учебном году проведено около 400 культурно-массовых мероприятий, было организовано более 20 выездов творческих коллективов и выступлений агитбригады в районах области. Нам удалось качественно улучшить материально-техническую базу СДК, были приобретены музыкальная аппаратура, сценические костюмы и другое.

Активизировалась работа Музейно-выставочного комплекса: за отчетный период проведено 45 выставок, реализован ряд совместных межмузейных проектов. В 2011 году Музейно-выставочный комплекс стал победителем в номинации «Лучшая музейная экспозиция России и региона», в 2012 г. музей стал призером в Региональном смотре-конкурсе музеев «Сохраним и приумножим».

Студенты-спортсмены нашего университета в текущем году продолжают традицию победных выступлений в соревнованиях различного уровня, включая международные. Успешно реализуется программа строительства спортивных сооружений. Только за последний год введены в строй и оборудованы инвентарем помещение шахматного клуба, специализированный зал гиревого спорта, спортивная площадка для пляжных видов спорта, завершено строительство плавательного бассейна. Как результат — в настоящее время в наградном отделе Минспорттуризма РФ находятся документы на присвоение спортивного звания «Мастер спорта России» 20 спортсменам-шуховцам, а одному — звания «Мастер спорта России международного класса». Наши гандболисты, волейболисты, баскетболисты, гиревики являются призерами и чемпионами российских и мировых соревнований. Не случайно первый чемпионат России среди вузов по гиревому спорту проводился на нашей базе.

Администрация и профсоюзный комитет выступают равноправными сторонами социального партнерства. Профсоюзная организация университета насчитывает более 9500 человек, что составляет 99% от численности сотрудников и студентов. Профсоюзная организация продолжает удерживать лидирующие позиции в деле решения социальных вопросов среди первичных профсоюзных организаций области. При непосредственном участии профкома в университете разработаны и успешно реализованы «Программа социального развития БГТУ им. В. Г. Шухова» и «Программа здоровьеформирующей деятельности БГТУ им. В.Г.Шухова», по результатам которой в 2011 г. вуз стал победителем Всероссийкого конкурса образовательных учреждений на звание «Вуз здорового образа жизни». Ежегодно по инициативе и за счет средств профкома организуются льготные туристические поездки для сотрудников и студентов, оказывается финансовая поддержка спортивным и творческим коллективам, сотрудникам и студентам оказывается материальная помощь.

В течение года в нашем вузе проводили работы по плановому капитальному ремонту. Разработаны сметная документация, техническое задание, проведены торги и выполнены ремонтные строительно-монтажные работы капитального характера на 66 млн. руб. Участком по производству окон ПВХ совместно с ремонтной группой заменено более 280 аварийных окон в корпусах и общежитиях университета.

В течение года службой благоустройства и зеленого строительства поддерживается достойное состояние территории университета, в результате чего мы заняли первое место по итогам смотра-конкурса на лучшее эстетическое оформление среди учреждений высшего профессионального и среднего образования.

Ведется строительство теплицы с хозяйственным блоком, построены гараж и автосервис, выполнены работы по реконструкции техэтажа общежития № 5, строительству пятой тепловой котельной установки, реконструкции подвальных помещений, наружному освещению производственной зоны университета.

Большая и планомерная работа проводится по энергосбережению хозяйственного комплекса университета.

24 января 2011 года на заседании Ученого Совета университета была утверждена Концепция обеспечения комплексной безопасности университета на 2011-2015 годы. Проведены антитеррористические и охранные мероприятия, на которые было израсходовано около 4 мил. рублей.

Приведенные факты и цифры показывают, что за прошедший год коллективом нашего университета достигнуты значительные успехи. Для реализации планомерной стратегии формирования положительного имиджа вуза в образовательном и научном пространстве. Управлением по связям с общественностью осуществляется большой объём в этом направлении.

Стратегия дальнейшего развития университета

В ближайшем будущем нашему коллективу предстоит решать не менее важные задачи.

В 2012 году одной из основных задач является подготовка и прохождение процедуры государственной аккредитации университета и филиалов. Требуется обновить и привести в соответствие нормативную документацию: положения, регламенты, инструкции, обеспечить выполнение всех лицензионных и аккредитационных показателей.

Должна быть продолжена активная разноплановая работа по принятой в нашем вузе программе стратегического развития университета на 2012-2016 годы. В рамках Программы университет формируется как ведущий вуз в целях системной модернизации высшего профессионального образования на основе интеграции науки, образования и производства, подготовки высококвалифицированных кадров. Ректоратом вуза запланирован большой объем работ по расширению инфраструктуры для решения Программы стратегического развития. Так, кроме уже перечисленных объектов, разрабатывается документация для строительства трехэтажной пристройки к главному корпусу площадью более полутора тысяч квадратных метров для Центра высоких технологий и новых материалов. Предусмотрена закупка уникального современного оборудования.

Для претворения в жизнь любых планов нужны, прежде всего, заинтересованные и талантливые профессионалы, целенаправленное ведение кадровой политики. Сегодня учебный и научный процесс реализуют более 400 кандидатов наук, доцентов, 150 докторов наук, профессоров, 47 академиков и членов-корреспондентов государственных и общественных академий. Мониторинг кадровой ситуации в университете показывает, что нужно продолжать работу по «омоложению» кадрового состава вуза. На сегодняшний день средний возраст профессорско-преподавательского состава составляет 48 лет. Понятно, что мгновенно эту ситуацию исправить нельзя, здесь нужна кропотливая и долговременная работа. Надо решать эту проблему, в том числе и при помощи новых кадровых технологий. Одна из них — формирование и работа с кадровым резервом. С января по май 2011 года проведен конкурс на включение в кадровый резерв университета, сформирован и утвержден резерв из 127 человек. Организована учеба по программе «Управление проектами», подготовлено более 30 проектов, из которых 5 проектов уже утверждены и получили финансирование. 20 ведущих участников проекта получили значительную материальную поддержку для индивидуального жилищного строительства.

Повышение качества образовательной деятельности возможно также за счет предоставления каждому студенту не только необходимого объема теоретических знаний, но и обеспечения его навыками и инструментарием для успешной профессиональной самореализации на рынке труда. Помимо реализации программного принципа нашего вуза «Каждому выпускнику — рабочую профессию», необходимо обеспечить возможность каждому выпускаемому специалисту освоить свободное владение как минимум одним иностранным языком.

В 2011 г. на летней базе отдыха «Технолог» получили возможность отдохнуть около трехсот студентов, сотрудников и преподавателей. Рассматриваются вопросы реконструкции и расширения базы, возможности ее действия и в зимний период.

Считаю, что в ближайшей перспективе нам необходимо провести диверсификацию бюджета. Так, в настоящее время консолидированный бюджет университета составляет около полутора миллиардов рублей и большая его часть формируется за счет образовательной деятельности. Необходимо увеличить бюджет в 4-5 раз за счет получения доходов от деятельности инновационных предприятий, выполнения хоздоговорных и бюджетных научно-исследовательских работ. Актуальным является создание эндаумент-фонда за счет спонсорской помощи выпускников нашего вуза и родственных предприятий.

Одно из основных направлений — это развитие интеллектуального пространства как на базе нашего вуза, так и сотрудничество в плоскости белгородских инновационно-интеллектуальных сетей (БИИС), по реализации проекта «Аврора-парк». Совершенно очевидно, что для этого необходим инновационный прорыв как в области производства, так и в науке и образовании. Осуществлять этот прорыв должны специалисты, обладающие нестандартным мышлением и необходимыми компетенциями. Основным ресурсом для достижения поставленной цели должна стать высшая школа нашего региона, и, в том числе, наш университет. Для достижения поставленных задач в нашем вузе есть все — грамотные специалисты, опыт, традиции, материальная база, и, главное — желание идти по пути развития. Считаю, что мы должны и обязаны создать саморазвивающееся солидарное общество, общество добра и благополучия. Все в наших руках! В заключение я хочу пожелать всем счастья и благополучия, здоровья и процветания вашим семьям.

Уважаемые коллеги! Безусловно, в своем докладе я не смог полностью осветить все аспекты нашей деятельности. Надеюсь, что выступления в прениях помогут более широко взглянуть на наши проблемы и задачи.

Благодарю вас за внимание!

Презентация  отчетного  доклада  ректора  университета,  д.э.н., профессора  С.Н. Глаголева. 

 
Видеоотчет ректора университета, д.э.н., профессора С.Н. Глаголева

Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите всё предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.
Затем укажите, какое слово или цифру нужно исправить.

Запущена новая версия личного кабинета
Личный кабинет
Опечатка
Отправитель
Размер шрифта:
А
А
А
Цвета сайта:
А
А
А
А
Изображения:
Вкл
Выкл
Расширенные настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт:
Arial
Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный
Средний
Большой
Выбор цветовой схемы:
Стандартная
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Вернуть стандартные настройки
Свернуть расширенные настройки