Укрепить интеллектуальный потенциал региона

На исходе марта председателям жюри региональных этапов всероссийских олимпиад школьников были вручены благодарственные письма департамента образования Белгородской области. В число отмеченных вошли и преподаватели технологического университета. О полученных регалиях, а также участии БГТУ им. В.Г. Шухова в развитии олимпиадного движения мы попросили рассказать директора Центра довузовской подготовки В.Т. Корнеева.

— Валерий Трофимович,  кто из представителей технологического университета был удостоен этих  благодарностей департамента?

— На состоявшейся 28 марта церемонии награждения победителей и призеров региональных  этапов всероссийских  олимпиад  школьников  по общеобразовательным предметам четверо шуховцев получили благодарственные письма. Это Александр Владимирович Сабылинский, председатель жюри по физике, профессор кафедры физики, кандидат физико-математических наук; Александр Николаевич Лопанов, председатель жюри по основам жизнедеятельности, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности, профессор, доктор технических наук; Вячеслав Иванович Павленко, председатель жюри по химии, заведующий кафедрой неорганической химии, доктор технических наук, профессор; Андрей Александрович Стативко, председатель жюри по технологии, заведующий секцией материаловедения и конструкционных материалов, кандидат технических наук, доцент. Они были отмечены за  высокий уровень профессионализма при организации работы по оцениванию и анализу знаний школьников.

— Организатором региональных этапов  всероссийских олимпиад является  департамент образования области. Но технологический университет под эгидой Союза ректоров и сам проводит  целый  ряд олимпиад по довольно широкому спектру дисциплин.

— Да, и год от года их перечень только расширяется. Так, в нынешнем учебном году впервые были проведены олимпиады по композиции (рисунку) и черчению «Учись строить будущее» для учащихся 9–11 классов. Кроме того, мы проводим олимпиады: «САММАТ» по математике; «Будущие исследователи — будущее науки» по математике, физике и химии; Инженерную олимпиаду по физике;  Открытую олимпиаду школьников «Информационные технологии» по информатике и математике.

— А для чего нам столько олимпиад по одному и тому же предмету — математике?

— Чтобы как можно больше одаренных детей привлечь к активному изучению точных наук, помочь им в определении с будущей профессией.  Кроме того, у каждой олимпиады свой «характер», своя специфика. Одни и те же школьники могут по-разному проявить себя в разных олимпиадах.

— Но ведь не секрет, что это вдохновение, которое им наш вуз позволяет обрести, зачастую завершается не в его пользу. Ребята  уезжают покорять столичные вузы.

— Давайте вспомним недавно завершившуюся Олимпиаду в Сочи. Неужели победы наших спортсменов, той же школьницы Юлии Липницкой, не вселяли в вас уверенности в собственных силах, не заставляли с уверенностью браться за решение сложных проблем? По официальным данным в стране после этих игр поднялась производительность труда. Так же и здесь. Успехи ребят настраивают на активную учебу их однокашников. Учителям приходится волей-неволей более основательно подходить к организации занятий, придумывать нестандартные задания. Все это повышает уровень образования в целом.

Что же касается столичных вузов… Да, возможно, ребята предпочтут уехать в Москву. Но и в этом случае они  состоятся как профессионалы, реализуют себя в науке. Результаты будут ощутимы не сразу, и все же они будут. И мы просто не имеем права не дать им реализоваться. Иначе у нас больше никогда не будет новых Ломоносовых, Менделеевых, Шуховых.

— Ну а почему для отбора талантливых, перспективных  юношей и девушек нужно обязательно организовывать олимпиады. Экзаменов недостаточно?

— Вузу важно отобрать ребят, которые подходят именно ему. А для этого необходимы различные виды испытаний. И у олимпиад в данном случае огромное преимущество. Тесты, например, не дают представления о стиле мышления школьника, раскрывают лишь багаж его знаний. А  в ходе олимпиад становится очевидным, где ребенок допустил ошибку, как ее исправил, понимаете? То есть мы получаем более объемные сведения о нем, определяющие.

Нелишним будет участие в олимпиаде и для самих  школьников - победители и призеры  получают определенные льготы при поступлении в вузы.

—  Валерий Трофимович, Министерство образования, Союз ректоров проводят свои олимпиады на бесплатной основе. Но в последнее время от школьников и их родителей поступает все больше жалоб: пригласили на олимпиаду и при этом попросили заплатить деньги.

— Коммерческих олимпиад, действительно, становится все больше и больше. И они порой обретают поддержку со стороны учителей. Ведь за успехи своих подопечных  наставники получают неплохие «дивиденды»: грамоты, повышение в балльно-рейтинговой системе. А дети жалуются: в предлагаемых  им заданиях, как правило, сложно разобраться, в них не учитывается уровень подготовки школьников определенного возраста.

Поэтому если за участие в испытаниях  необходимо будет заплатить, родители должны задуматься: а  каков их статус? Проверить всю необходимую информацию  на общероссийском сайте «Мир олимпиад». Помните, что олимпиады в БГТУ им. В.Г. Шухова проводятся бесплатно!!!

— Проводимым БГТУ им. В.Г. Шухова олимпиадам предшествует насыщенная подготовительная работа.

— Это действительно так. Практически четыре месяца в году наши сотрудники, участвующие в организации межтурнирной деятельности, работают без выходных. Домой уходят уже после семи вечера. Об обеде речь зачастую даже не заводится.

 На базе вуза мы проводим в сентябре, октябре бесплатные занятия для школьников по математике, физике, химии, другим предметам. Организуем курсы, классы, специальные занятия по подготовке к ЕГЭ и олимпиадам. Показываем  наиболее сложные задания,  объясняем способы их решения. Организуем выездные занятия в школах  районных центров. По интернету проводим дистанционные уроки.

А в прошлом году мы решили внести в этот перечень форм работы некое разнообразие. И в рамках фестиваля науки провели для школьников День занимательных опытов по физике. Ребята, причем не только учащиеся старших классов, но и малыши, смогли заняться увлекательными  экспериментами, попробовать себя в роли ученых. 

В общем,  это — непрерывная, кропотливая работа. Где-то нам удается  хорошо возделать палисадник, дождаться всходов. Где-то мы успеваем лишь бросить в ухоженную землю семена — взойдут.  Достаточно сказать, что в предварительном и заключительном этапах проведенных нами в минувшем учебном году было обработано 14 тысяч работ.

Кроме того, мы ведем банк интеллектуальных достижений. В него вносятся данные о наших призерах, ведь мы стараемся отслеживать их, не упускать из виду. Это — настоящее сокровище для американской разведки. Она бы такое не упустила!

— А для нашей?

— И для нашей тоже. Только жаль, что не все это осознают. А после того, как мы провели первый этап олимпиады по криптографии, призерами заинтересовались в столичном вузе, готовящем кадры для одной силовой структуры. Приехали представители этого учебного заведения, собрали ребят, объяснили, почему им надо поступать именно в этот вуз. И все, считайте мы этих юношей и девушек упустили.

Поэтому такая база данных очень нужна. За талантливыми абитуриентами необходимо побегать.

—  Каков рейтинг наших олимпиад в Союзе ректоров?

— Ежегодно проводится исследование РСР. По их результатам мы попадали в пятерку

лучших по уровню успеваемости студентов, поступивших в вуз по результатам олимпиад.

— И каковы  планы на перспективу?

— Создать систему работы с талантливыми детьми. Отследить их через олимпиады школьников. Отобрать для учебы в вузе. Помочь с обретением специальности. Сделать так, чтобы по окончании учебы их сразу же подхватили работодатели. Не потерять этих ребят, раскрыть интеллектуальный потенциал, сделать все возможное для его максимальной реализации.

— Что ж, успехов!

Подготовила Ирина Доронкина

Личный кабинет
Размер шрифта:
А
А
А
Цвета сайта:
А
А
А
А
Изображения:
Вкл
Выкл
Расширенные настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт:
Arial
Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный
Средний
Большой
Выбор цветовой схемы:
Стандартная
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Вернуть стандартные настройки
Свернуть расширенные настройки