Дуальное обучение: слияние традиций и инноваций

 «…на предприятиях по всей России нужны молодые специалисты, владеющие современными знаниями, имеющие навыки применения этих знаний в своей практической деятельности, а также мотивированные к саморазвитию и достижению профессионального успеха»

Министр образования и науки РФ Д. В. Ливанов

Высокий статус Белгородского государственного технологического университета им. В.Г.Шухова объясняется не только уникальностью учебного заведения, но и применением новых технологий обучения, сохранением традиций учебного процесса, высококвалифицированными специалистами как преподавательского состава, так и выпускников и развитой системой взаимодействия с работодателями. Только положительной оценки заслуживает внедрение таких инновационных программ, реализуемых вузом, как, например,  сетевая система трудоустройства «Scillbook» или «Виртуальная школа».  

Но, несмотря на активное внедрение современных систем обучения, нужно отметить, что по окончании получения высшего образования наблюдается большой дефицит навыков в отношении технической компетентности. Все-таки современное обучение в российских вузах недостаточно ориентировано на решение возникших задач в эпоху всеобщей компьютеризации и технического прогресса. Как же помочь выпускнику технического вуза справиться с проблемой недостатка профессиональных навыков на производстве? Как помочь работодателю в условиях рыночной экономики получить высококвалифицированного специалиста, не затрачивая в дальнейшем средства на повышение квалификации? Как сократить пропасть между теорией и реальностью?

Помочь теоретикам и практикам призвана система, получившая мировое признание,  - дуальная система профессионального образования. Наиболее распространенная и признанная форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении и производственное обучение на производственном предприятии. Конечно, речь пойдет не об очной форме обучения в вузе, а о студентах «заочниках» и «дистанционщиках». После отмены вечернего обучения для производственников осталась только заочная система получения образования. Но и здесь имелась «вечная проблема» – на производстве сотрудника-студента отпускали на сессию очень неохотно. Решение этого вопроса подсказала сама жизнь - около 10 лет назад в БГТУ им. В.Г.Шухова была внедрена система дистанционного образования. Её преимущество состояло в том, что процесс обучения в университете осуществляется без отрыва от производства, что немаловажно для большинства работающего населения. Способствовало этому постоянно совершенствующаяся учебно-методическая база, расширение сети региональных центров университета на территории РФ, многофункциональная система интерактивного доступа к образовательным ресурсам, а также высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав вуза. На этом можно было бы остановиться и признать эту технологию обучения удобной и единственной для этой категории студентов, но руководство вуза решило применить несколько другой прием в получении образования именно для студентов Белгорода и области, которые работают по системе пятидневки, а в субботу и воскресенье приходят заниматься в аудитории университета. Для этого в нашем вузе разработана и успешно функционирует уникальная комплексная методика, включающая аудиторную составляющую, работу со специализированными информационно-методическими ресурсами и электронными средствами обучения. Одним из основных отличий дуального обучения от «классической» дистанционной и заочной формы является применение в учебном процессе комплексного методического и информационного обеспечения, гибкого графика работы со студентами, удобного как для группового, так и для индивидуального обучения студентов.

На информационном портале БГТУ им. В.Г.Шухова размещены электронные учебные пособия, учебно-методические комплексы, методики выполнения различных видов работ и также требования к оформлению рефератов, отчетов, контрольных и курсовых работ. Немного статистики: на сегодняшний день издано 577 учебно - методических комплексов; подготовлен и размещен материал по 786 дисциплинам в виртуальной библиотеке на портале факультета; выпущено 157 электронных учебников по наиболее востребованным дисциплинам, оснащенных системами тестирования знаний. В перспективе создание еще около 100 электронных учебно - методических комплексов.

Действует и регулярно обновляется электронная доска расписаний, консультаций преподавателей, которые проводятся по субботам и воскресеньям в течение учебного года. Обучение с помощью электронных пособий позволило и позволяет получить фундаментальную базу, повысить уровень квалификации выпускника. А также, что немаловажно, получить образование людям с ограниченными возможностями.

А как же быть со студентами Белгородской области, которые имеют два выходных дня и им сложно приехать в областной центр на консультативные занятия? Система дуального обучения предусматривает создание сети ресурсных центров - когда преподаватели выезжают к студенту в его населенный пункт. Таких ресурсных центров только в Белгородской области нашим университетом создано 17, в которых проходят обучение около полутора тысяч студентов (Белгород – 958, Белгородская область – 1444)  по широкому спектру технических и экономических специальностей.

Наш университет располагает техническими ресурсами для проведения интернет-сеансов со студентами Белгородской области. Оборудованы классы видеоконференцсвязи, что позволяет работать в реальном времени  преподавателям и студентам, а также проводить удаленный контроль знаний, семинары и конференции и др. В процессе наработок появились совместные формы целевого обучения по запросу будущего работодателя. Например,  курсовые и дипломные работы студентов уже нацелены на то производство, где работает выпускник. Практикуется защита дипломных проектов на производстве. Такая тесная связь с работодателем обуславливает заинтересованность руководителей предприятий в обучении «своего» работника, а  свою очередь учебное заведение, работая в тесном контакте с предприятием-партнером, учитывает производственные требования, предъявляемые к будущему специалисту уже в ходе обучения.

Такой подход сделал процесс образования доступным, удобным и высококачественным. За период с 2007 по 2013 годы в нашем учебном подразделении осуществлен успешный выпуск более 3300  специалистов с дипломами государственного образца. В результате дуального обучения качественно решается проблема трудоустройства выпускников. Такая форма позволяет быть технологией социальной лестницы, которая помогает работнику подняться на этаж выше.

И если в России система дуального обучения находится только в стадии эксперимента, то в нашем университете она уже стала востребованной и зарекомендовала себя с лучшей стороны.

Елена Ховхун

 

 

 

Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите всё предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.
Затем укажите, какое слово или цифру нужно исправить.

Личный кабинет
Размер шрифта:
А
А
А
Цвета сайта:
А
А
А
А
Изображения:
Вкл
Выкл
Расширенные настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт:
Arial
Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный
Средний
Большой
Выбор цветовой схемы:
Стандартная
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Вернуть стандартные настройки
Свернуть расширенные настройки