Положение об учебно-исследовательской работе студентов

1. Цели и задачи учебно-исследовательской работы студентов

Целью учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) является практическое ознакомление студентов со всеми этапами научно-исследовательской работы. Она является неотъемлемой составной частью подготовки высококвалифицированных специалистов для народного хозяйства страны, имеющих навыки самостоятельной исследовательской работы.

Основная задача УИРС состоит в том, чтобы привить студентам навыки самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, ознакомить их с современными методами научного исследования, техникой эксперимента, ре-альными условиями работы в научном и производственном коллективах и тех-никой безопасности.

В процессе выполнения УИРС студенты должны научиться применять теоретические знания на практике, работать с научной литературой, составлять рефераты и обзоры, решать отдельные теоретические задачи, самостоятельно подготавливать и проводить эксперименты, пользоваться лабораторным обо-рудованием, докладывать результаты своих трудов и трудов других авторов.

Успех учебно-исследовательских работ студентов определяется как ак-туальностью и глубиной исследований, проводимых кафедрами института, так и широким участием в этих исследованиях профессоров и преподавателей.

Четко сформулированная задача, постоянный интерес руководителя к ра-боте студента стимулируют интенсивную и качественную работу последнего.

2. Организация учебно-исследовательской работы студентов

 

Учебно-исследовательская работа студентов проводится на профили-рующих кафедрах.

Распределение на УИРС проводится кафедрой в соответствии с заявками и с учетом личных интересов студентов.

УИРС проводится в часы, отводимые учебными планами. Выполнение УИРС, как и любого другого вида учебных занятий, является обязательным. Же-лательно, чтобы для работы студентов выделялся по расписанию целый день, но не менее 4-6 часов подряд.

К руководству УИРС привлекаются профессора, доценты, преподавате-ли, докторанты, аспиранты, научные сотрудники. Рекомендуется на кафедрах из числа преподавателей выделить ответственного за организацию УИРС.

Каждый студент, выполняющий УИРС, должен быть по возможности обеспечен рабочим местом, аппаратурой, инструментом и материалами.

Общие методические вопросы проведения УИРС (программы, пособия, описание проведения эксперимента и т.д.) разрабатываются и решаются кафедрами, методическими комиссиями Советов факультетов и университета совместно с Советом СНО.

Ответственный за проведение УИРС и научный руководитель осуществляют систематический контроль за выполнением студентами УИРС. Каждый студент должен вести рабочий журнал.

УИРС целесообразно начинать с первого курса и вести на протяжении всего периода обучения студентов в вузе, включая элементы научного поиска и научных исследований во все виды учебной работы.

    УИРС целесообразно делить на два этапа (вида):

  • работа со студентами младших курсов при изучении общеобразовательных дисциплин;
  • работа со студентами, преимущественно старших курсов, специализирующихся на выпускающих кафедрах.

    На первом этапе (на протяжении первого-второго курсов) студентов знакомят с основами и элементами научных исследований, развива-ют навыки самостоятельной работы по углубленному изучению фундамен-тальных наук, воспитывая любовь к избранной специальности. Формами УИРС на этом этапе, могут быть:

  • реферирование отдельных тем изучаемых курсов;
  • составление библиографии по определенной теме;
  • участие в изготовлении учебно-методических пособий (таблиц, макетов, моделей);
  • изготовление по заданиям кафедр чертежей, схем, плакатов;
  • участие в подготовке лекционного демонстрирования и т.д.

По общественным наукам целесообразно написать на каждом курсе по одному реферату.

На втором этапе студенты включаются непосредственно в иссле-довательскую работу. Им поручаются конкретные теоретические, экспе-риментальные или конструкторские разработки. Как правило, эти исследования ведутся на выпускающих кафедрах при выполнении практи-ческих, лабораторных, курсовых иди дипломных работ, а также при прохождении производственной практики.

На этом этапе студенты готовят научные сообщения и рефераты по методологическим вопросам, которые заслушиваются и обсуждаются на заседаниях кафедр. Помимо научной работы студентов на кафедрах, рекомендуется вовлекать в работу студенческого конструкторского бюро.

Обязательным дополнением УИРС на обоих ее этапах следует считать работу в научных кружках студенческого научного общества во внеучебное время.

Лучшие работы студентов следует рекомендовать на студенческие научно-технические конференции, конкурсы, выставки.

УИРС вводится в учебные планы всех специальностей, в рабочие планы преподавателей и расписание занятий студентов в пределах общего количества часов аудиторных занятий.

УИРС проводится на базе кафедр, проблемной и отраслевых научно-исследовательских лабораторий. Материальное обеспечение выполнения УИРС осуществляется за счет бюджетных и хоздоговорных средств.

3. Формы проведения учебно-исследовательской работы студентов

 

Основной формой выполнения УИРС является индивидуальная работа над сформулированным руководителем заданием. Групповую форму целесообразно использовать на первом этапе проведения УИРС для обучения студентов методам и навыкам проведения исследований, а также в тех случаях, когда проведение работ требует уникального оборудования.

Задание на УИР целесообразно формулировать так, чтобы оно имело перспективный характер. Объем и характер задания должны учитывать успехи и наклонности студента.

В задании должна быть отражена вся работа, необходимая для решения поставленной задачи.

Целесообразно прикрепление студентов при выполнении УИРС к определенной научной группе. В этом случае достигается возможность развития работы студента по той же тематике на последующих курсах во время практики и дипломного проектирования, обеспечивается высокое качество заключительных этапов обучения.

Результаты учебно-исследовательской работы оформляются в виде отчетов и защищаются перед комиссией, состоящей из ведущих преподавателей кафедры. В отчете должно быть сформулировано задание, кратко изложена теоретическая или расчетная часть, схема эксперимента, полученные результаты и их обсуждение. В конце приводится список использованной литературы.

УИРС включается во все формы учебной работы: семинар-ские и лабораторные занятия, практики, курсовые и дипломные проекты, самостоятельную работу студентов.

Курсовые и дипломные работы или проекты. Студентам выдаются индивидуальные задания по разработке реальных научных и производственных проблем, связанных с тематикой кафедр, лабораторий, научно-исследовательских направлений, научно-технологических отрядов, студенческих конструкторских бюро. Рекомендуется разработка комплексных научных тем бригадами из двух-пяти студентов одной или нескольких смежных специальностей.

Семинарские занятия. В процессе изучения общественных и фундаментальных дисциплин студенты готовят научные рефераты, с которыми выступают на семинарских занятиях. Лучшие рефераты рекомендуются в печать и на конкурсы. На выпускающих кафедрах; проводятся постоянные специальные студенческие семинары, в ходе которых у студентов вырабатываются навыки подготовки тезисов научного сообщения, рефератов, активного участия в научной дискуссии, умение докладывать и защищать результаты своих исследований, вести контроль выполнения научных разработок. На семинарах заслушиваются рефераты и обзоры литературных источников, планы и методики исследований, отчеты о выполненных работах и т.д. Семинары проводятся согласно расписанию под руководством заведующего кафедрой.

    Лабораторные и практические занятия. При выполнении лабораторных и практических работ студентам выдаются индивидуальные задания, содержащие элементы научного исследования, например:

  • синтез и анализ новых веществ;
  • изучение свойств новых веществ;
  • конструирование приборов;
  • разработка проектов оборудования;
  • составление электрических схем;
  • составление программ для ЭВМ;
  • ведение расчетов и монтаж установок;
  • реферирование и перевод научных статей и т.д.

Результаты разработок оформляются в виде отчета и защищаются на кафедре. Лучшие работы представляются на научные конференции, конкурсы и выставки.

    Производственная практика. При прохождении практики студентам выдаются индивидуальные задания, например:

  • внедрение новых методов исследования;
  • разработка рационализаторских предложений;
  • тематический план учебно-исследовательской работы (тема, цель работы, этапы и сроки выполнения, рекомендуемая литература, оборудование, исполнители и руководители);
  • индивидуальные научные задания, выполняемые во время практики, в курсовых и дипломных работах.

На кафедрах ведется картотека завершенных научных работ студентов.

Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите всё предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.
Затем укажите, какое слово или цифру нужно исправить.

Запущена новая версия личного кабинета
Личный кабинет
Опечатка
Отправитель
Размер шрифта:
А
А
А
Цвета сайта:
А
А
А
А
Изображения:
Вкл
Выкл
Расширенные настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт:
Arial
Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный
Средний
Большой
Выбор цветовой схемы:
Стандартная
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Вернуть стандартные настройки
Свернуть расширенные настройки