Кафедра русского языка и межкультурной коммуникации
Кафедра русского языка и межкультурной коммуникации была образована в 1999 году.
Кафедра обеспечивает обучение русскому языку иностранных студентов на подготовительном факультете для иностранных граждан и во всех институтах университета, а также обучение студентов курсу «Культура речи и делового общения».
Основным направлением в деятельности кафедры является обучение иностранных студентов русскому языку, их подготовка к речевому общению в учебно-профессиональной, социо-культурной и других коммуникативных сферах.
Преподаватели кафедры ведут занятия по РКИ (русскому языку как иностранному) на ПФИ, обучение на котором является важнейшим и ответственным этапом в становлении будущего специалиста, прибывшего в Россию из-за рубежа. Данный период обучения для будущих специалистов - первый шаг как в плане адаптации к новой языковой среде, так и в плане подготовки к изучению базовых предметов вуза.
По программе русского языка занятия ведутся со студентами-иностранцами 1, 2, 3 курсов по научному стилю речи (язык специальности) и по общему владению языком (лингвокультурология).
Научно-методическая работа кафедры направлена на анализ и описание научной речи с позиций коммуникативной грамматики и создание учебных пособий и материалов, дающих возможность формировать, развивать и совершенствовать компетенцию студентов и аспирантов в учебно-профессиональной сфере.
В соответствии с целями преподавания на кафедре созданы учебники и учебные пособия по всем сферам обучения: по научному стилю речи на материалах текстов по математике, химии, физике, биологии, экономике, архитектуре. Созданные материалы учебно-профессиональной сферы оказывает неоценимую помощь студентам-иностранцам в овладении языком будущей специальности. Эти материалы пользуются большим успехом среди преподавателей русского языка как иностранного в различных вузах России. Языковой материал в пособиях подчинён задаче развития коммуникативных навыков во всех видах речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение и письмо. Обучение речевой деятельности рассматривается как единый взаимосвязанный процесс, при котором обращается внимание на выработку как общих, так и специфических навыков и умений.
Одним из основных направлений исследовательской работы кафедры является лингвокультурология. Она имеет самое непосредственное отношение к преподаванию русского языка как иностранного. Изучение языка в коммуникативном плане (как средства общения) невозможно без социокультурного компонента.
Второе направление в работе кафедры - курс «Культура речи и делового общения».Снижение уровня речевой культуры разных слоев российского общества, в том числе интеллигенции, стало настолько очевидным и масштабным, что назрела необходимость возрождения непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования: от начального до высшего. При этом востребованность выпускника технического вуза на рынке труда, его конкурентоспособность стали всё больше зависеть не только от знаний по специальности, но и от качества его речи, от владения искусством делового общения. Такая ситуация диктует следующие задачи: дать студентам необходимые знания о правилах и формах реализации русского литературного языка, о его нормах, сформировать навыки речевого делового общения, привить основы речевой культуры. Эти знания помогут выпускнику стать хорошим профессионалом, будут способствовать его карьерному росту.