Правильный выбор профессии — залог успеха

27 марта в нашем университете состоялся семинар-тренинг для психологов общеобразовательных школ Белгородской области, которые участвуют в региональном проекте «Профессиональное самоопределение». Проект  реализует научно-инновационный центр БГТУ им. В.Г. Шухова и Белгородский региональный центр экспертиз и оценки. Основная цель семинара — поиск путей решения проблем организации профориентационной работы в школе и подбор единых тестовых методик для работы психологов с учащимися.

Напомним, что это уже второй семинар в рамках проекта. Первый состоялся в феврале этого года, в результате которого были обозначены проблемы в организации профориентационной работы, с которыми сталкиваются школьные психологи. Например, отсутствие профориентационных занятий в расписании уроков, единых методик тестирования, современного инструментария.

Не секрет, что современные учащиеся зачастую считают непрестижными рабочие специальности, а в целом, они практически не имеют достаточной информации об этих профессиях, специфике трудовой деятельности, рынке труда, и по окончании учебных заведений молодым специалистам бывает довольно трудно устроиться на работу. Кроме того, учащиеся не знают своих способностей и реализуют планы родителей, а не собственный осознанный выбор.

Автор проекта «Профессиональное самоопределение» — директор Научно-инновационного центра университета, кандидат психологических наук Л.В. Кондратенко. Проблемами профориентационной работы она занимается уже более 15 лет. Следует отметить, что инициатива создания проекта была одобрена ректором БГТУ им. В.Г. Шухова, д.э.н., профессором С.Н. Глаголевым, а также областным департаментом образования, культуры и молодежной политики, издавшим приказ о проведении регионального эксперимента. Реализация проекта рассчитана на три года. В настоящее время в проекте задействовано 20 школ из 5 городов нашей области — Белгорода, Старого Оскола, Губкина, Строителя и Нового Оскола.

— По результатам наших исследований за последние семь лет примерно 40% школьников Белгородской области точно знают, куда они хотят поступить, какую специальность получить и где будут работать. Выбор остальных 60% ребят зависит от решения родителей, а сами учащиеся очень мало знают о существующих профессиях, условиях работы, востребованности на рынке труда региона, — отметила в ходе семинара Людмила Викторовна.

Научный руководитель проекта «Профессиональное самоопределение» И.А. Сухоруков привел данные Центра занятости о том, что ежегодно порядка пяти тысяч выпускников высших и средне-специальных учебных заведений области обращаются в центр занятости населения. При этом неизвестно количество тех, кто, получив диплом, вообще никуда не обращался.

Важнейшим элементом технологии является интерактивный экран информационного банка, о котором рассказала Л.В. Кондратенко. Экран позволяет понять, какая профессия или отрасль знаний ближе школьнику. Экран представляет собой цепочку из пяти звеньев: ученик — мир профессий — образовательное учреждение — рынок труда — город как место жизнедеятельности, другими словами соотношение спроса и предложения на рынке труда. Успех, по мнению Людмилы Викторовны, зависит от того, насколько правильно школьник пройдет по такой цепочке. Информация экрана постоянно обновляется. Добавляются современные и апробированные тестовые методики, новые профессии, образовательные учреждения и многое другое.

Во второй части семинара-тренинга участники определили и выбрали единые диагностические тестовые методики. Обсуждались также вопросы проведения анкетирования учащихся 9-11 классов для определения осознанности выбора профессии в рамках опытно-экспериментальной работы. 

Участники мероприятия оценили встающие перед школьниками и психологами проблемы и предложили свои пути решения, зафиксировав их в специально приготовленных организаторами анкетах. В процессе групповой работы школьные психологи пришли к общему мнению о необходимости создания регионального Центра профессиональной ориентации.

В завершение семинара психологи заполнили пункт анкет «ваше мнение о проделанной работе на семинаре» с целью осознания и анализа пройденного пути, сбора и систематизации полученной информации, а также оценки проделанной работы. Так, педагог-психолог старооскольской МБОУ СОШ №40 О.А. Яблонова отметила: "Сегодня я получила информацию, которая мне поможет стать более успешной в реализации опытно-экспериментальной работы".

— Понравилась дружелюбная творческая атмосфера, способствующая продуктивной деятельности, — написала в анкете психолог МОУ СОШ № 42 г. Белгорода.

Сергей Белых

 

Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите всё предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.
Затем укажите, какое слово или цифру нужно исправить.

Запущена новая версия личного кабинета
Личный кабинет
Опечатка
Отправитель
Размер шрифта:
А
А
А
Цвета сайта:
А
А
А
А
Изображения:
Вкл
Выкл
Расширенные настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт:
Arial
Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный
Средний
Большой
Выбор цветовой схемы:
Стандартная
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Вернуть стандартные настройки
Свернуть расширенные настройки