Аналитический доклад о ректорах современной России. 274 вуза, среди которых БГТУ им.В.Г.Шухова

Исследовательский центр «Лаборатория Крыштановской» провёл исследование под названием «Ректоры России: сможет ли эта команда обеспечить научно-технологический прорыв?». Эксперты проанализировали 274 биографии ректоров крупнейших государственных высших учебных заведений. Публикуем выдержки и основные тезисы из их доклада.

«Лаборатория Крыштановской» взяла для анализа разные аспекты деятельности ректоров: динамику развития вузов под их руководством, социально-демографические характеристики, опыт работы, научное влияние, вовлеченность в работу институтов власти и управления, взаимодействие с бизнесом и другие.

Средний возраст действующих ректоров — 59,5 лет. Самому молодому ректору — 35 лет, а самому старшему — 89. Самая многочисленная когорта в рейтинге — это руководители в возрасте от 56 до 65 лет. В то время как доля молодых руководителей составляет всего 11%. Возраст ректора напрямую связан со стажем его пребывания во главе университета. Самый большой стаж у тех, чей возраст старше 66 лет.

Подавляющее число ректоров — мужчины. Из 274 руководителей государственных вузов всего 52 женщины. Треть из них имеет учёную степень по медицинским наукам, 25% — по экономическим, 17% — по техническим. Средний стаж женщин-ректоров составляет 2,2 года, тогда как мужчины занимают свою должность на протяжении 8,4 лет.

Если говорить о научной специализации, то среди исследуемой группы ректоров российских вузов есть 61 кандидат наук и 214 докторов наук. Лишь один человек не имеет научную степень — О.В. Федотова, возглавляющая Высшую школу народных искусств в Санкт-Петербурге. Семь ректоров являются академиками и членами-корреспондентами Российской академии наук и Российской академии образования. Превалируют среди ректоров представители точных и естественно-научных дисциплин.

57% аудитории построили научную карьеру. Они продвигались по служебной лестнице исключительно в рамках академических институтов, часто внутри одного университета. Эти люди, как правило, начинали с аспирантуры, защищали кандидатскую диссертацию, становились доцентами, после защиты докторской получали профессорское звание, возглавляли кафедру или факультет, становились проректорами, а потом и ректорами.Второй по значимости показатель — 17% — у тех, кто построил научно-административную карьеру. Эти учёные двигались в университетской среде, но потом переходили на государственную службу и становились чиновниками. Назначение ректором для такого человека означало возврат к истокам.

В исследовании также затронуто научное влияние руководителя вуза, количество опубликованных научных работ и индекс цитируемости, членство в комитетах и комиссиях при органах власти, членство в советах директоров бизнес-структур, доходы и достижения вузов под их руководством.

Основываясь на выводах исследования, можно охарактеризовать портрет типичного российского ректора.

Это мужчина в возрасте 60 лет, доктор наук, профессор, многие годы проработавший в вузе. Он активно сотрудничает с властными структурами, с региональной администрацией. Как правило, он член партии «Единая Россия». У него более 180 публикаций в российской системе РИНЦ и скромный индекс Хирша в международной системе Scopus.

Среднестатистический ректор сегодня — это высококвалифицированный учёный с достаточно высоким уровнем компетенций, необходимым для руководства вузом.

Отметим, что лидерские позиции занимают ректоры из Москвы и Санкт-Петербурга, но к ним вплотную приближаются руководители вузов Томска, который стал третьей университетской столицей России, обогнав Новосибирск.

Исследование позволило выявить ряд проблем в ректорском корпусе. Среди них:

— огромный объём административной работы, который не позволяет ректору в полной мере реализовать свой научный потенциал;

— местные органы власти и общественные деятели не до конца используют потенциал ректоров государственных университетов как лидеров общественного мнения;

— включенность в политику, личные неформальные связи в большей степени, чем научные достижения, определяют вес и доход руководителей вузов;

— ректоры, специализирующиеся в социальных дисциплинах, проигрывают тем, кто работает в естественно-научном секторе и в точных науках. Серьёзное отставание по гуманитарным и общественным наукам свидетельствует о недостаточной проработке государственной научно-образовательной политики.

Чтобы преодолеть указанные проблемы, государство должно скорректировать политику в отношении университетов. Время требует мощного рывка в развитии научных компетенций не только студентов, но и профессорско-преподавательского состава, лидером которого является ректор. Высокий научный авторитет лидера задаст планку для других, позволит повысить конкурентоспособность России.

Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите всё предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.
Затем укажите, какое слово или цифру нужно исправить.

Личный кабинет
Опечатка
Отправитель
Размер шрифта:
А
А
А
Цвета сайта:
А
А
А
А
Изображения:
Вкл
Выкл
Расширенные настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт:
Arial
Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный
Средний
Большой
Выбор цветовой схемы:
Стандартная
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Вернуть стандартные настройки
Свернуть расширенные настройки