Физика – фундамент инженерии

 Нынешнее реформирование образования в России предусматривает сокращение    уроков физики в школе. По мнению многих, новый школьный курс «Концепция современного естествознания» вряд ли заменит физику, ставшую неотъемлемой составляющей в формировании всесторонне развитой личности. Профессорско-преподавательский состав кафедры физики, входящий в структуру Института технологии и компьютеризации машиностроения БГТУ им. В.Г. Шухова, понимает поставленные перед ними задачи в контексте преподавания предмета в современных условиях. О физике, ее значении и роли в подготовке инженерных кадров мы беседуем с заведующим кафедрой физики Н.П. Мухиным.

                  - Николай Петрович, велика ли роль физики в формировании творческого инженерного мышления?

               - В техническом вузе физика, выполняя общеобразовательную функцию, формирует творческое мышление специалиста, дает фундаментальные базовые знания, которые лежат в основе его специализации. Наряду с науками о живой природе, социальных явлениях и учениях в духовной сфере, физика приобрела общекультурную ценность.

                 - Насколько обосновано, по вашему мнению, условное деление курса физики в вузах на «обязательный» и «необязательный»?

           - Уверен, что полноценное представление об окружающем мире студент получает, лишь изучив полный, логически замкнутый курс физики в соответствии с базовой программой. Велика роль физики в формировании творческого мышления специалиста. Без преувеличения могу сказать, что физика непосредственно работает на подготовку инженера любого профиля.

                - Николай Петрович, как, по вашему мнению, нынешнее реформирование образования в России отразилось на преподавании физики в школе?

               - Не будет преувеличением сказать, что преподавание физики в школе оказалось на обочине образовательного процесса. В результате будущие инженеры приходят в вуз с крайне слабой подготовкой по этому предмету. Мы на кафедре делаем все возможное, чтобы помочь им освоить вузовский курс физики, хотя это не просто. Как правило, это

дополнительные занятия по физике с индивидуальным подходом. Главная цель – помочь студентам усвоить вузовский курс физики хотя бы на уровне разумной достаточности.

                  - Как вы расцениваете роль и значение олимпиад по физике, проводимых на вашей кафедре? 

                   - Олимпиады по физике, наряду с другими мерами, играют значительную роль в привлечении большего количества учащихся в наш вуз, выявлении одаренных детей, стимулируют интерес к физике. Если в январе 2010 года в региональной олимпиаде, состоявшейся на базе кафедры физики нашего вуза, приняло участие около 50 человек, то на олимпиаде такого же уровня в январе этого года мы встречали около 90 школьников. Думаю, что многие родители, преподаватели школ, гимназий, колледжей, несмотря ни на какие зигзаги образования, изменили в лучшую сторону свое отношение к преподаванию и изучению физики. Благодаря общероссийской олимпиаде по физике, возрос и престиж нашего вуза. На подведении итогов члены жюри были единодушны, отметив высокий уровень проведения общероссийской олимпиады в БГТУ им. В.Г. Шухова. Я вспоминаю, с каким неподдельным интересом участники олимпиады рассматривали на кафедре портреты корифеев отечественной физики, посещали лаборатории, общались с преподавателями, студентами. Думаю, что их знакомство с нашей кафедрой стало наглядной агитацией в пользу физики.

         - Наверное, принимать у себя олимпиаду российского уровня было непросто. Как проходила подготовка к мероприятию?

          - В БГТУ им. В.Г. Шухова в январе и апреле 2010 года на кафедре были проведены две олимпиады школьников регионального и общероссийского уровня. Предварительно была проделана большая работа по обустройству кафедры, оснащению ее новым, современным оборудованием, подготовке профессорско-преподавательского состава. Все это стало возможным, благодаря вниманию и всесторонней помощи в те годы ректора, а ныне президента БГТУ им. В.Г. Шухова, д.т.н., профессора А.М. Гридчина, ректора БГТУ им. В.Г. Шухова, д.э.н., профессора С.Н. Глаголева, первого проректора, д.т.н., профессора Н.А. Шаповалова.

            - А как прошла олимпиада по физике 13-17 января 2011 года?

             - В этом году, конечно, нам было уже легче. По оценке департамента образования и молодежной политики администрации города, БГТУ им. В. Г. Шухова достойно справился с организацией и проведением региональной олимпиады для школьников по физике. Хотел бы особо отметить большую предварительную организационную и методическую работу, которую провели преподаватели, инженерный состав кафедры. Многие из них были премированы ректором вуза. Хотел бы выразить от себя лично благодарность своим коллегам за их усердие и старание.

            - Николай Петрович, какие научные исследования проводятся на кафедре физики в настоящее время?

               - На кафедре решаются фундаментальные проблемы энерго-ресурсосбережения при проведении тепловых процессов в производстве строительных материалов, пищевой промышленности, сельском хозяйстве. Кроме того, ведется работа по созданию современных активных обучающих систем - электронных учебников, интерактивных лекций и др. Хотел бы в заключение подчеркнуть: полноценного инженера невозможно  подготовить без глубокого знания физики. Сопротивление материалов, теоретическая механика, гидравлика – все это разделы базовой науки физики. Нельзя забывать, что именно физике и физикам страна обязана многими своими достижениями в атомной энергетике, космосе, оборонке, других сферах. Так давайте же сохраним, сбережем то, что сделало нашу страну ведущей научной державой.

 

Беседовал Георгий Александров

 

 

 

 

 

 

Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите всё предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.
Затем укажите, какое слово или цифру нужно исправить.

Запущена новая версия личного кабинета
Личный кабинет
Опечатка
Отправитель
Размер шрифта:
А
А
А
Цвета сайта:
А
А
А
А
Изображения:
Вкл
Выкл
Расширенные настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт:
Arial
Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный
Средний
Большой
Выбор цветовой схемы:
Стандартная
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Вернуть стандартные настройки
Свернуть расширенные настройки